В наступившем 2015 году наша страна будет отмечать 550 лет со дня основания Казахского ханства.

Из истории нам известно, что образование в 1465 году Казахского ханства было вызвано прежде всего объективными причинами, став закономерным итогом социальных и политических событий того периода, и имело большое значение для будущего Казахстана. «Становление и развитие казахской государственности в регионе средневекового Казахстана имело важнейшее значение для сложения национальной консолидации казахской народности, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития, особенно на этапе в XV–XVII вв. (из «Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней», т. 2).

С образованием Казахского ханства в XV–XVIII вв. была заложена основа для естественного развития общенародной духовности. Это было время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. К сожалению, до наших дней сохранились не все литературные памятники того времени.

Кроме художественной литературы в Казахстане в ХIV–XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история.

Наиболее яркими представителями науки Казахского ханства были Мухаммед Хайдар Дулати и Кадыргали Жалаири.

Мухаммед Хайдар Дулати был разносторонне образованным человеком, хорошо знал прошлую и современную историю Казахстана, Средней Азии, Моголистана, фольклор и мудрость своего народа. Он был прекрасным историком и писателем своего времени.

Кадыргали Жалаири, будучи знатоком не только родного, но и арабского и персидского языков, имел глубокие знания в области классической восточной литературы, науки и культуры. По богатству своих знаний Жалаири стоит на одном уровне с величайшими мыслителями Средней Азии.

Музей истории казахстанской науки РГП «Ғылым ордасы», прослеживая в своей экспозиции историю становления научной мысли в Казахстане, подробно останавливается на периоде существования Казахского ханства. Поэтому отдельная экспозиция посвящена ярким представителям – деятелям науки Мухаммеду Хайдару Дулати, Кадыргали Жалаири, а также Отебойдаку Тлеукабылулы.

Отейбойдак Тлеукабылулы был великим целителем, жившим в XV в. Он написал медицинский энциклопедический труд «Шипагерлік баян» («Трактат о целительстве»), изложенные в нем знания и навыки целителя способствовали заложению основы современной научной медицины.

В ХIV–XV вв. развиваются и традиционные жанры кочевников – устная литература. В период формирования казахского народа как нации возникли специфические музыкальные традиции. В результате сложилась своеобразная музыкальная культура. Традиционные казахские обряды, как правило, сопровождались пением. Любимым зрелищем народа стали айтысы акынов. Эпические жыры исполнялись речитативом.

Появились талантливые кюйши-композиторы – жырау. Выдающимися представителями казахской музыкальной культуры прошлого были Асан Кайгы, Казтуган-жырау Суюнишулы, Шалкииз жырау Тиленшиулы, Актамберды Сарыулы, Бухар Жырау Калкаманов. В их творчестве отразились исторические события периода становления Казахского ханства и казахского народа.

Но жырау был не только певцом-импровизатором, но и выразителем интересов рядовых общинников – свободных кочевников. Иногда их песни исполнялись как пророчество и были полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

Развитию устного эпического искусства казахов в музее также уделяется особое место, так как в них были отражены не только внешнеполитические, но и внутренние события, происходившие в государстве.

Таким образом, в период складывания Казахского ханства были заложены основы для развития письменной литературы и науки, продолжали развиваться традиционные жанры устного творчества.

Анар Борсукбаева, научный сотрудник РГП «Ғылым ордасы»

газета «Вечерний Алматы»

7 марта 2015 год