Становление независимого государства начинается с изучения и осмысления своего прошлого исторического опыта, культуры и традиций народа. В этом смысле важную роль играют музейные учреждения.

Музеи являются специфическими институциональными образованиями, осуществляющими многообразные функции – от собирательской и научно-исследовательской до просветительской и презентационной. Одним из ведущих направлений в деятельности музея является просвещение и воспитание молодого поколения в духе высокой гражданственности и патриотизма. С этой целью проводится большая экскурсионная, лекционная, просветительская работа.

Сердцевину деятельности РГП «Ғылым ордасы» составляет работа по пополнению, систематизации, каталогизации фондов. Предметы из музейного фонда принимают участие в проведении международных презентационных выставок, проводимых музеями Казахстана в последние годы. Работа носит во многом теоретический характер, поскольку многие проблемы теории музеологии едины для практической деятельности музеев исторического профиля любого общественного строя.

При отборе предметов важно учитывать в ряде другие экспозиционные задачи музея. В этой работе принимают активное участие также сотрудники экспозиционных отделов. Для обеспечения сохранности приобретенных предметов в специальных документах фиксируется их принадлежность к государственной собственности, то есть, осуществляется их юридическая охрана – учет фондов. Целью фондово-охранной работы является обеспечение физической сохранности фондов и доступности, входящих в них предметов. Работа по использованию, хранению музейных фондов осуществляется на всем протяжении существования предметов в музее, в фондохранилищах, в экспозиции, во время всякого рода перемещений.

Принципиальное положение, касающееся общегосударственных нормативных документов, соблюдение этих положений обязательно для всех музеев республики. Однако фонды каждого музея имеют свою влияющую на организацию хранения специфику. Она проявляется в содержании, составе, структуре фондов, в количестве и сохранности предметов. Свои особенности имеет каждое музейное здание, каждое фондохранилище. Поэтому в дополнение к основным нормативным документам в музеях создаются внутренние инструкции по хранению фондов.

Кардинального обновления требуют и конкретные формы работы музеев, которые следует привести в соответствие с изменениями в общественно-политической и культурной жизни нашего общества. На повестке дня бескомпромиссная борьба с остаточным финансированием культуры вообще и музеев в частности. Вопрос финансирования злободневный вопрос. Думается, было бы намного полезнее, если эти предметы сделать предметами всеобщего внимания и широкого обсуждения на страницах периодической печати, на радио и телевидении, на научных конференциях и даже создать по этому поводу съезд музейных работников.

Научная организация музейных фондов

Фонды музея представляют собой сложный комплекс предметов, имеющих неравноценное общественное значение и играющих неравноценную роль в деятельности музея. Фонды музея важно определенным образом упорядочить.[1]

Качественные предметы определяются, прежде всего, тем, что относятся к музейным предметам или к научно-вспомогательным материалам. Это обуславливает как значение предмета для науки и культуры, так и его роль в деятельности конкретного музея, соответственно различно и юридическое положение музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. [2]

В деятельности конкретного музея, музейные предметы играют не одинаковую роль. Основная их часть используются самим музеем. Однако, фонды музея складываются исторически, а взгляды на задачи и профиль музея меняются при формировании фондов, не исключено приобретение музейных предметов, не относящихся к профилю музея, а так же большого числа идентичных экземпляров. Поэтому в фондах музея оказываются предметы, которые данному музею не нужны, но имеют иногда очень большое значение при организации экспозиции. Они также относятся к памятникам истории и культуры и охраняются законом. [8]

Необходимые музею предметы могут быть уникальными или типовыми, находиться в фондах в одном или в нескольких совершенно одинаковых, дуплетных экземплярах. Все это в свою очередь, определяет значение предмета для истории и культуры в целом, и для музеев РГП «Ғылым ордасы» в частности.

Научная организация фондов преследует и другую, не менее важную цель. Входящие в фонды предметы взаимосвязаны между собой родственными признаками, принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, явлению, типу источников. Они могут быть родственны по материалу, устройству, теме, сюжету письменных источников, месту времени создания, социальной среде бытования, авторской принадлежности, по отношению к определенному лицу. Связи предметов важно учесть при научной организации фондов, так как ценность информации, которую несет группа взаимосвязанных предметов выше, чем ценность простой суммы информации отдельно взятых предметов. Именно, поэтому предметы и группируют на основе научных предметов.[3]

Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, часто художественный интерес, целесообразно рассматривать как единое целое [3]

К ним относятся, например, бронзовые наконечники стрел, также широко известная реконструкция Берелской лошади и макет погребальной камеры с захоронением вождя с боевыми конями кургана Берел из музея археологии.

Особую ценность в экспозиции Музея редких книг представляют уникальная рукопись ХVIII века «Сейтбаттал», сборник судебных решений улемов Центральной Азии «Мушкат», рукописный вариант лирической поэмы «Жусуп-Зулейха» на огузо-кипчакском языке, Сборник произведений тюркских авторов, собранные Ишаном Ниязкули, рукописные варианты произведений Навои, Ахмеда Ясауи, Хафиза, Ширази, народные легенды казахского народа «Кисса Короглу», «Кисса Кахарман», «Кисса Хейбар», «Кисса Сал-сал», «Кисса Жум-жума», второе издание первой казахской печатной книги «Сейфульмалик», уникальный литографический Коран, изданный очень малым тиражом в Ташкенте, произведения казахских поэтов, просветителей «Мактубат» Ы. Алтынсарина, «Гибратнама» Акылбека Сабала, «Ер Саин» А. Байтурсынулы, одно из первых изданий «Абай жолы», «Зоология» Х. Досмухамедова, первые издания «Алдар Косе», «Айман-Шолпан», «Батырлар жыры», «Амангельды», рабочий проект первой Конституции Казахстана. Музейная ценность коллекции определяется ее полнотой в количественном и качественном отношении.

Система коллекций, образующих музейное собрание, должна быть построена так, чтобы обеспечить наилучшие условия для учета, хранения, изучения предметов, для извлечения и использования информации, причем не только музеем, но и всеми учреждениями и организациями, в ней нуждающимися. [4]

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что научная организация фондов решает две задачи:

— С одной стороны она и призвана зафиксировать значение предметов для науки и культуры в целом, и для работы конкретного музея и определить юридическое положение предметов.

— С другой стороны – создать условия, максимально способствующие формированию, хранению, исследованию, использованию предметов. [5]

Состав фондов музея по значению и юридическому положению предметов:

Организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а так же для деятельности самого музея и определяющая юридическое положение предметов называется составом фондов музея. [6]

Важно, прежде всего, вычленить весь объем музейных предметов, отделив их от научно-вспомогательных материалов. Поэтому фонды музея целесообразно разделить на фонд музейных предметов, охватывающий все музейное собрание и фонд научно-вспомогательных материалов.

В ряду музейных предметов следует вычленить предметы, которые составляют основу собрания и на базе которых развертывается вся его деятельность – они составляют основной фонд.

Музейные предметы, в которых данный музей не нуждается, образует обменный фонд.

Коллекционный фонд образуется из предметов, имеющихся в музее в единственном экземпляре или и по одному, лучшему из хранящихся в нескольких экземплярах. [7]

Исторически сложившиеся требования к музею, выражающее его общественное назначение, определяющее место музея в общественной жизни в целом, и в системе учреждений науки, культуры и образования определяют специальные функции музейных учреждений. В наши дни музейное дело в республике находится на перепутье. Совершенно очевидно, что многие установки, инструкции, положения, жестко регламентировавшие деятельность музейных учреждений в течение последних десятилетий, совершенно себя изжили, и сдерживают развитие музейной сферы.

Однако, несмотря на проблемы, Музеи РГП «Ғылым ордасы» продолжают решать поставленные перед ними задачи, содействуя развитию духовного и морального потенциала народа Казахстана.

Литература

1. Жангельдин Е.Т. Вопросы изучения истории и культурного наследия Казахстана. Алматы,1998. С3

2. Проблемы отражения основных этапов Современной истории в музейной экспозиции. //Берденов С.А. О проблемах инновации музеев и создание виртуального музея Казахстана. Алматы, 2008. С100-120.

3. Кондратьев В.В, Вопросы изучения истории и культурного Наследия Казахстана. Алматы, 2008. С.4

4. Пищулин Ю.П. О научном комплектовании музейных фондов. //Актуальные проблемы фондовой работы музеев (сборник научных трактатов/НИИ культуры. В.83). М.,1979. С5.

5. Акишев К.А. Древнее золото Казахстана. Алма-Ата, 1983. С144.

6. Имашев Л., Урашев С.А. Создание и деятельность Семиреченского областного музея // Вопросы изучения истории и культурного наследия Казахстана. Алматы, 2008. С.122

7. Краткий словарь музейных терминов. Проект. М., 1974. С.100.

8. Положение о музейном фонде СССР от 26 июня 1965 года. С.12.

 

Нуршанов Азамат Абубакирулы,

Главный специалист Отдела менеджмента музеев

и новых технологий РГП«Ғылым ордасы»