Аннотация

В данной статье в полном объеме рассматривается место историко-культурных памятников в духовной жизни человека. Даются определения основным музейным понятиям и приводятся способы нормативно-правового регулирования системы охраны и хранения музейных экспонатов и музейных коллекций. Перечисляются условия хранения и экспонирования музейных экспонатов с использованием современных музейных технологий, а также методы предохранения музейных экспонатов от негативных воздействий природных, экологических, химических, биологических, антропогенных факторов.

Ключевые слова: музейные технологии, экспозиция, условия хранения, негативные воздействия, реставрация, охрана памятников.

 

Охрана и хранение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры являются первоосновой каждого музея, на базе которой он призван раскрыть богатство и многообразие научных, эстетических и нравственных ценностей народов нашей республики. Фонды музеев – ценнейшее общенародное достояние. Необходима юридическая охрана фондов каждого музея. Она предусматривает:

— закрепление принадлежности предметов данному музею и гарантирование его прав на них;

— оформление юридического положения предмета в фондах музея, его принадлежности к музейным предметам или научно-вспомогательным материалам;

— закрепление предметов за определенными научными сотрудниками музея — материально ответственными хранителями;

— оформление предметов, не включаемых в фонды данного музея, а находящихся в нем на временном хранении;

— оформление перемещения предметов внутри музея и вне его;

— контроль за наличием принадлежности музею предметов и оформление изменений, происходящих в их наличии и сохранности;

— возможность быстрого получения сведений о наличии и местонахождении предмета;

— ответственность музея, фондовых подразделений, хранителей за принадлежащие музею предметы, находящиеся в нем на временном сохранении, определяемая нормативными документами страны;

— соблюдение правил использования музейных фондов, предусмотренных нормативными документами страны.

Юридическая охрана музейных фондов осуществляется при посредстве разнообразных, специально создаваемых для этого документов. Большинство из них имеют юридическую силу. Основными юридическими документами являются акты приема, акты выдачи, книги поступления, книги научной инвентаризации – научные инвентари.

Документы, имеющие юридическую силу, подлежат регистрации и вечному хранению. Ряд документов, относящихся к юридической охране музейных фондов, юридической силы не имеют, таковы, например, учетные топографические картотеки [1, c. 140]. Юридическая охрана музейных фондов невозможно без изучения музейных предметов. Направление фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на получение в результате изучения предметов научные данные о них, называются учетом музейных фондов, а складывающиеся в процессе учета музейных фондов документация – учетной документацией.

 

Режим хранения фондов
В музее важно создать и поддерживать в помещениях, где хранятся или экспонируются музейные предметы и научно-вспомогательные материалы, такую температуру и влажность, которые бы максимально задерживали их естественное старение. Уровни температуры и влажности оказывают на процесс естественного старения предмета самое активное воздействие. Характер и сила этого воздействия зависит от материала, из которого сделан предмет, его устройства, сохранности, среды, в которой он находился до того, как попал в музей. Предметы, изготовленные из органических, гигроскопических материалов (дерева, тканей, кожи, бумаги и пр.), сильно подвержены условиям повышенной или пониженной влажности (Рис. 1).

Рис. 1. Воздействие влаги на бумажные экспонаты [2]

При пониженной влажности эти материалы сжимаются, появляются трещины, снижается прочность, предмет деформируется. При повышенной влажности эти материалы легко разбухают, нарушается сцепление между волокнами, активизируются химические изменения, предмет также деформируется. В ряде случаев повышенная влажность может привести к быстрой гибели предмета. Например, в результате изменения объема холста может осыпаться грунт и красочный слой произведения масляной живописи. Повышенная и пониженная влажность воздуха особенно опасна для предметов, сделанных из материалов, имеющих различный коэффициент расширения (например, для предметов с инкрустацией из разных пород дерева, предметов из металла и эмали). Повышенная влажность может стать причиной серьезных химических изменений многих материалов (Рис. 2).
Рис. 2. Структурные изменения бумаги,

появившиеся под воздействием влаги [2].

Именно она приводит к атмосферной коррозии металлов – электрохимическому процессу, изменяющему состав металла. Так, ржавчина, результат воздействия с влагой закиси и окиси железа, образующихся при нормальных условиях на поверхности железа, благодаря его окислению кислородом. Вода может вступать в химическую реакцию со свободными щелочными окислами, силикатами, углекислым газом воздуха и разрушать некоторые сорта стекла [3, с. 35].

Ряд материалов очень чувствителен к температурным условиям. Изделия из олова, например, опасно хранить при температуре ниже +18 градусов по Цельсию. При температуре 13°С в этом материале происходят необратимые изменения, он начинает менять свою структуру, заболевает «Оловянной чумой».

Воздействие температуры и влажности на предмет взаимозависимы. Низкая влажность особенно губительна для гигроскопических материалов при высокой температуре. Действие высокой влажности может усиливаться при низких температурах. Так, влага, оседающая в порах бумаги, при замерзании наносит предмету серьезные повреждения. В аналогичных условиях может разрушаться керамика с пористым черепком (грубая керамика, майолика, фаянс).

Колебания температуры приводят к колебаниям влажности. По этим причинам и возникло общее понятие «температурно-влажностный режим».

Колебание температуры и влажности воздуха оказывают чрезвычайно вредное действие на предметы. Гигроскопические материалы при таких колебаниях то разбухают, то сжимаются. Это служит причиной наиболее серьезных изменений физико-математических свойств материала. Резкие перепады температуры вызывают конденсацию влаги на поверхности предметов. Колебания температуры и влажности воздуха рассматривают как один из важнейших факторов естественного старения предмета при перемещении и промежуточном в температурно-влажностном показателе.

Для правильной организации температурно-влажностного режима важно не только определить материал, из которого сделан предмет, но и исследовать его особенно внимательно, отнестись к этому вопросу. Например, в том случае, если картина натянута на подрамник без крестовин и скосов, хранение ее в условиях сильной повышенной влажности особенно опасно, картина деформируется, грунт и красочный слой повреждаются. Различные повреждения, имеющиеся на предмете, усиливают воздействие температуры и влажности воздуха. Например, драгоценные и полудрагоценные камни, имеющие микротрещины очень опасно хранить в условиях низких температур и высокой влажности. Оседание и замерзание влаги приводит к увеличению трещин. Повреждение благородной патины (закиси меди и окиси меди), защищающей их от разрушения, может привести к развитию «болезни бронзы», которая возникает при доступе влаги и кислорода к хлористой меди и проявляется в образовании на предмете светло-зеленого вещества и язв (Рис. 3).

 
Рис 3. Начало процесса химической коррозии

металлического изделия XVI в.

При определении температурно-влажностного режима для поступающих в музей предметов важно выяснить, в каких условиях они находились прежде [4, c. 15-24]. Наиболее радикально меняется среда для археологических предметов. Предметы из металлов имеют почвенную коррозию. Активный процесс коррозии можно приостановить, поместить предмет в условиях сильной пониженной влажности. Пониженная влажность необходима и для хранения археологического стекла, подвергнувшегося воздействию почвенных вод. Извлеченное из влажной почвы археологическое дерево, напротив, нуждается в хранении при сильно повышенной влажности. Вопрос об оптимальных границах температурно-влажностного режима исследуется специалистами. Полного совпадения опубликованных в литературе данных нет. Однако и серьезных расхождений в рекомендациях, относящихся к большинству материалов, тоже нет. Эти рекомендации могут быть выражены в следующих показателях: для металла температура + 18-20°С при относительной влажности до 50% для стекла, эмали, керамики – соответственно +12+20°С и 55-65%; для поделочных камней (в их числе драгоценных и полудрагоценных) +15+18° С и 50-55%; для дерева +15-+18°С и 50-60%. В Центральном государственном музее при хранении музейных фондов в основном температурно-влажностный режим соблюдается. Еще при проектировании, а затем строительстве здания музея была предусмотрена мощная система кондиционирования воздуха во всех фондохранилищах и залах музея. Воздух определенной температуры и влажности подается по специальной системе. В фондохранилищах отсутствует система отопления, подачи воды, что также соответствует требуемым нормам сохранности музейных предметов.

Защита от загрязнителей воздуха

На процесс старения музейных предметов значительное влияние оказывают имеющиеся в воздухе примеси. К ним относят газовый засоритель – сернистый газ, сероводород, аммиак, хлор, а также, находящаяся во взвешенном состоянии органическая и минеральная пыль, сажа.

Степень загрязнения зависит от местоположения музейного здания, чистоты музейной территории, музейных помещений. Сероводород образуется в процессе гниения промышленного производства, содержится в выдыхаемом человеком воздухе. Источником поступления сероводорода может также служить использование для музейного оборудования резины, казеиновых красок. Сероводород разрушающе действует на многие неорганические и органические материалы, краски, ткани. Сернистый газ результат процессов горения. Количество этого газа в воздухе повышается в холодную, сухую погоду. Соединяясь с влагой, этот газ образует сернистую, а затем серную кислоту. Он опасен для большинства материалов. Сильно разрушает ткани, кожу, бумагу, живопись, свинец, мрамор, песчаник, известняк, гипс, алебастр, жемчуг.

Хлор поступает в воздух главным образом с предприятий, использующих его в технологическом процессе, например, в текстильном, бумажном производстве. В соединении с влагой он образует хлорноватистую, затем соляную кислоту. Хлор опасен для большинства материалов. Он сильно действует на ткани, бумагу, живопись, серебро, бронзу, мрамор, песчаник, известняк, алебастр, жемчуг.

Аммиак, как и сероводород, результат горения. Растворяется в воде, разрушающе действует на ряд материалов, например, на серебро, краски [5, с. 108-111]. Пыль, сажа, копоть задерживают на предмете влагу и газы, способствуют активизации химических реакций, проникают в поры дерева, ткани, бумаги, дают плотное загрязнение красочного слоя произведения живописи, наносят предмету механические повреждения, портят внешний вид предметов. Пыль является также хорошей питательной средой для биологических вредителей. Степень загрязненности воздуха и состав загрязнителей определяют с помощью анализа воздуха.

Эффективные способы защиты предметов от действия загрязнителей воздуха – герметизация помещений и применение фильтровых устройств. Важную роль играет правильный температурно-влажностный режим, необходима регулярная и тщательная уборка музейного оборудования, помещения, территории.

Сложная очистка самих предметов, например, удаление пыли с поверхности произведений, графики, живописи производится реставраторами. Хранители могут проводить лишь простейшую очистку предметов. Осуществляется она во избежание механических повреждений с большой осторожностью. Полированная мебель, например, протирается мягкой тканью или замшей. Пыль из резьбы удаляется мягкими кистями. Значительную роль в защите предметов от загрязнителей воздуха играют оборудование и индивидуальная упаковка предметов.

Световой режим

Световой режим в музее направлен на регулирование доступа световых лучей к предметам. Это необходимо для приостановки процесса их естественного старения. Световой режим может быть выражен в полной изоляции предметов от постоянных источников света, в частичной их изоляции или в обеспечении доступа определенного количества света к предметам. Световой режим устанавливается в зависимости от того, из какого материала сделан предмет, а также должен обуславливаться степенью сохранности предмета.

Свет – электромагнитное волновое излучение. Короткие волны образуют ультрафиолетовые лучи, длинные инфракрасные, тепловые лучи. Глаз воспринимает лучи узкого отрезка спектра – видимые лучи. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи глазом не воспринимаются. Действие света может вызвать фотохимическое и физическое изменение предмета. Вызываемые светом физические изменения, происходят главным образом, под действием тепловых лучей, содержащихся как в естественном, так и при искусственном свете. Из искусственных источников света наибольшее количество тепловых лучей содержат лампы накаливания. Физические изменения проявляются в потере материалом прочности, в усадке.

Степень повреждений наносимых светом, зависит от интенсивности излучения и его продолжительности. Существует единица измерения освещенности – люмен. Разрушающее действие света усиливается в условиях повышенной влажности и повышенной температуры, а также загрязненности воздуха газами.

На разные материалы свет действует по-разному. С большей или меньшей точностью предметы можно разделить по светостойкости на три группы:

— обладающие высокой светостойкостью: из металлов, не цветного камня, гипса, керамики, бесцветного стекла;

— обладающие средней светостойкостью: из кости, кожи, меха, дерева, масляная и температурная живопись;

— обладающие низкой светостойкостью: фотографии, акварель, постель, бумага, ткани и книги.

Воздействие света на предмет зависит не только от материала, но и от цвета, чем темнее предмет, тем выше его способность поглощать световые лучи. Прямые световые лучи вредны для всех видов материалов. Для предметов средней светостойкости световой режим не одинаков. Изделия из дерева ореха, красного дерева, дуба, бука, березы, сосны, ели, клена, могут выгорать, поэтому их прикрывают чехлами. Для хранения масляной и темперной живописи, кости необходим доступ света. Без доступа света покровный и красочный слой масляной живописи темнеет, олифная пленка твердеет. Кость без доступа света желтеет. Нельзя долго держать без света белый мех.

Все светочувствительные предметы хранятся в затемненном помещении со светозащитными стеклами, в защищенном от света фондовом оборудовании. Освещенность помещения при работе с такими предметами не должна превышать 50-75 лк.5> Предметы уже пострадавшие от действия света до приема в музеи или в неправильном хранении и экспонировании нуждаются в особенно тщательной защите (Таблица 1).

Правила проведения фото и киносъемок музейных предметов указаны в нормативных актах [6, с. 24-25]. Соблюдение этих правил, очень важно, для обеспечения сохранности музейных ценностей.

 

Цель позиционирования Диапазон и уровень освещенности
Для хранения 10-50 lux
Для экспонирования 50-150 lux
Для чтения / работы 300-600 lux

Таблица 1. Рекомендуемый диапазон и уровень освещенности

для бумаги и фотографий

 

Для соблюдения светового режима в Центральном Государственном музее Казахстана принимаются необходимые меры. Окна в экспозиционных залах затемнены специальной светозащитной пленкой, преграждающей на 40% доступ солнечного освещения, в витринах рационально используется искусственное освещение с тем, чтобы его лучи как можно больше щадили выставленные экспонаты. Предметы, являющиеся не светостойкими, в экспозиционном показе представлены мало, так, например, подлинные фотографии практически никогда не выставляются, применяются только фотокопии и фоторепродукции.

 

Рис.4. Художественное произведение, пострадавшее

от воздействия ультрафиолетового излучения

 

Наиболее подходящим для экспонатов в экспозициях музея из кожных и костяных материалов имеет место новый вид освещения на основе светодиодных ламп. На сегодняшний день в производстве инновационных ламп с экономным энергопотреблением и с долгим сроком службы выделяются технологии освещения торговой марки Philips [7].

 

Биологический режим

Предметы могут разрушаться биологическими вредителями: плесневыми грибами на клеточном уровне, насекомыми, грызунами. Поэтому в музее важно создать такие условия, которые препятствовали бы их появлению и распространению. Благоприятные условия для развития биологических вредителей складываются при нарушении правильного температурно-влажностного режима, загрязнений предметов пылью, наличии близко расположенных к музею продуктовых складов, захламленности территории музея, чердачных и подвальных помещений, при приеме в музей без дезинфекции и дезинсекции зараженных предметов.

Заражение предметов плесневыми грибами происходит от частей грибницы и спор, переносимых воздухом или при непосредственном контакте с пораженным предметом, особенно интенсивно развивается плесень при влажности выше 70% и температуре +20-+25°С [8, с. 15]. Плесень может развиваться на всех материалах органического происхождения и ряде неорганических материалов, например, керамике. Источником питания в этом случае становиться пыль. Плесневые грибы наносят предметам и механические, и химические повреждения (Рис. 5). На предмете остаются пятна, которые могут иметь разную окраску. Часто их невозможно удалить при реставрации. Поврежденные плесенью предметы необходимо немедленно изолировать. Однако для определения заболевания нужны специальные лабораторные исследования. Для предупреждения развития плесени музейное оборудование периодически протирают 2%-м спиртовым раствором формальдегида [1, с. 143].
Рис. 5. Штаммы микроорганизмов.

 
Среди насекомых поражающих музейные предметы, наиболее распространены жуки, моли, сахарные чешуйницы, комнатные мухи. В музейные помещения они проникают через окна и двери, а также могут быть внесены с поступающими в музей предметами. Точильщики и древогрызы повреждают предметы из дерева (Рис. 6). Наиболее распространен мебельный точильщик – шашель. Его личинка прогрызает в дереве подпольные ходы. Развитие личинки продолжается от 2-х до 4-х лет.

Рис. 6. Вредоносные и полезные насекомые.

В этот период очень трудно установить, что предмет заражен. Факт поражения устанавливается тогда, когда в предметах появляются круглые отверстия, откуда высыпаются буровая мука. Эти отверстия прогрызают молодые жуки при выходе из древесины. Зараженные точильщиком предметы, обрабатываются в фумагационных камерах или жидким инсектицидом.

Грызуны-мыши, крысы могут нанести предметам из металлов органического происхождения значительные повреждения. Поэтому важны меры, предупреждающие появление грызунов в музейных помещениях: поддержание чистоты на музейной территории, изоляции музейных помещений от пищевых блоков.

Книжный ложноскорпион представляет собой необычное насекомое – его тельце похоже на тело клеща, но изюминкой данного вида считается наличие клешней, как у скорпиона. Размеры взрослых особей не превышают 2-3 мм, поэтому заметить такого вредителя очень сложно.

В природе эти насекомые питаются личинками мух, клещами и мелкими пауками, не особо отличается рацион и у книжного вида. Ложноскорпионы, проживающие дома, истребляют любых мелких насекомых, к ним относятся книжная и пыльная вошь, мелкие жучки и клещи. Такие образом, ложноскорпионов можно назвать санитарами книжных полок, ведь они истребляют массу вредителей, чем помогают сохранить вещи в порядке, а человека уберегают от аллергических реакций и прочих неприятностей.

Исходя из этого можно сделать вывод о том что вреда от этих насекомых нет, даже наоборот этих насекомых можно использовать как биологическое оружие против вредителей книг и других экспозиции в музеях и библиотеках.

 

Защита от механических повреждений

Степень вероятности механических повреждений предметов определяется рядом факторов – материалом, из которого сделан предмет, технологией изготовления материала и самого предмета, сохранностью предмета, наличием или отсутствием пыли, размещением предметов, их упаковкой.

Многие предметы созданы из непрочных материалов, легко подвергающихся механическому разрушению. Это стекло, керамика, многие породы дерева, бумаги и прочее. При хранении и работе с предметами из таких материалов соблюдается особая осторожность. Важен не только материал, но и его состав, технология изготовления. Бумага, например, может быть изготовлена из текстильного или древесного сырья. В первом случае она будет прочнее. Бумага, изготовленная ручным, а не машинным способом, также будет прочнее. Это зависит от того, что при ручном изготовлении число волокон в продольном и поперечном направлениях одинаково, а при машинном – различно (Рис.7).
Рис. 7. Фрагмент текста на рукописной и мануфактурной бумаге.

 
Многие предметы создаются из разных материалов, и это часто определяет их уязвимость. Например, сохранность произведения станковой живописи зависит от холста, грунтовки красочного слоя, защищенного покрытия. Достаточно провести, даже не сильно, твердым предметом черту на обороте холста, чтобы красочный слой в этом месте начал осыпаться. Предметы плохой сохранности особенно подвержены опасности механического повреждения. Примером могут служить предметы из дерева, источенные шашелем. Пыль способствует стиранию письменных источников, графики. Для предотвращения механических повреждений важна правильная система хранения, а также соблюдение правил работы с музейными предметами. Руки хранителя должны быть сухими, чистыми. Лучше работать в перчатках. Предмет берут за наиболее прочные его части (Рис. 8).

Рис. 8. Меры предосторожности при работе

с инфицированными экспонатами.

 

Защита музейных фондов в экстремальных ситуациях

Одна из важнейших задач хранения фондов создание условий, препятствующих возникновению ситуаций, ведущих к повреждению или гибели музейных собраний. Вместе с тем, важен и вопрос о спасении музейных собраний, в том числе, если экстремальную ситуацию предотвратить не удалось.

Большую угрозу сохранности музейных фондов представляют пожары. Основное условие их предотвращения соблюдение всех правил противопожарного режима в музее. Этот режим предусматривает определенную подготовку здания музея, пропитку чердачных перекрытий огнезащитным составом, соблюдение пожарных норм при размещении оборудования, оснащение помещений противопожарным инвентарем, системами автоматического пожаротушения, противопожарной сигнализацией.

Музей должен находиться под круглосуточным пожарным надзором. Дирекция назначает лиц ответственных за противопожарную безопасность по каждому помещению. На случай возникновения пожара разрабатывается план эвакуации фондов, проводятся учебные занятия. При возникновении пожара приступают к его тушению и эвакуации фондов, вызывают пожарную команду города или района. Пожар может возникнуть из-за неисправности электросети. Наблюдение ведется электриками круглосуточно. Предусматривается автономная система аварийного освещения.

Сохранность музейных собраний в значительной степени зависит от режима охраны, направленного на предотвращение хищений. Она заключается в техническом оснащении музейного здания и музейного оборудования, в наличии специальных служб охраны и материально-ответственного хранения. Режим охраны предусматривает также ограничение доступа посетителей внеэксплуатационные помещения музея.

В здании музея окна подвалов, первых этажей, чердачных помещений снабжаются решетками. Все окна, наружные и внутренние двери, фондовое и экспозиционное оборудование имеют надежные замки и задвижки. Особые помещения хранения оружия и предметов из драгоценных металлов и камней, оборудуются железными дверями и решетками на окнах. Предметы из драгоценных металлов и камней в исключительных случаях хранятся в общих фондохранилищах, но обязательно в сейфах или несгораемых шкафах.

Окна, наружные и внутренние двери, отдельные особо ценные коллекции и предметы блокируются охранной сигнализацией. Служба охраны может быть гражданской, полицейской или комбинированной. В большинстве крупных музеев Казахстана действует комбинированная охранная служба. Полицейские посты обычно несут наружную охрану, охраняют входы и выходы музея. Музейные служители имеют посты в экспозиционных залах, у входов в фондохранилище. Нормативные документы определяют правила приема и сдачи помещений охраной музея и материально ответственными хранителями, правила хранения ключей пломбиров печатей [9].

Консервация и реставрация музейных предметов

Хранитель, устанавливая и поддерживая нужный температурно-влажностный, световой, биологический режим хранения, уже осуществляет консервацию предметов. Однако чаще всего этих мер бывает недостаточно, требуется решительное вмешательство в сохранность предмета с помощью химических и физических средств. Такого рода консервация может быть доступна только реставраторам, лицам, получившим специальную подготовку. В ЦГМК существует специальный отдел реставрации, который проводит систематическую работу по сохранению музейных ценностей. Они ведут документальный учет в специальных протоколах. Все документируется в журналах, реставраторы, прежде чем, приступить к реставрации фотографируют предмет до и после реставрации, сличают все эти фотографии и ведется специальный журнал.

Консервация – сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов [1, c. 146].

Часто предметы имеют утраты, повреждения или последующие дополнения, снижающие их ценность как источников семантической информации, а также аттрактивность и экспрессивность. В этих случаях предметы реставрируются. Восстановление первоначального состояния предмета может осуществляться лишь условно, так как в процессе естественного старения материал предмета претерпевает необратимые изменения.

Реставрация – восстановление облика предмета, максимально приближающего к первоначальному виду, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений. Реставрация также осуществляется только специалистами-реставраторами. Между консервацией и реставрацией не всегда можно провести четкую границу. Например, удаление с поверхности предмета вредных окислов или загрязнений одновременно служит и целям сохранения предметов и целям восстановления его внешнего вида. Консервация и реставрация археологических памятников обычно начинается в полевых условиях, осуществляя контроль за сохранностью собрания (Рис. 9).

 

Рис. 9. Один из методов реставрации книжных экспонатов – водяная очистка с использованием 0,1% раствора NaOCl.

 

Во многих странах имеется развитая сеть учебных заведений для подготовки реставраторов. Этих специалистов готовят профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Большую роль в повышении квалификации реставраторов играет специальная литература. Активизируется обмен опытом, сотрудничество со специалистами из других учреждений химиками, физиками, биологами, трасологами и т.д.

Исторически сложившиеся требования к музею, выражающее его общественное назначение, определяющее место музея в общественной жизни в целом, и в системе учреждений науки, культуры и образования определяют специальные функции музейных учреждений. Преодоление устоявшихся стереотипов в понимании сущности музея и музейной работы задача сложная, но без ее решения трудно себе представить прогресс музееведческой науки и выход из того неблагополучного состояния, в котором сейчас пребывает музейное дело.

 

Литература

1       Музееведение. Музеи исторического профиля. Под ред. Левыкина К.Г., Хербста В. – Москва: Высшая школа, 1988. – 431 с. – ISBN 5-06-001469-X.

2       Environmental monitoring & preventive conservation. Presentation of Bibliotheca Alexandrina (Maktaba’l Iskanderiya), Manuscript Center (Markaz’ul khatutat), Chemistry & Envoirmental monitoring Department. – Egypt, Alexandriya, 2014.

3       Нуршанов А.А. Фондовая работа исторического музея на примере Центрального Государственного музея Казахстана. Дипломная работа на соискание степени бакалавра «Истории и этнологии» /6B002/. Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая. – Алматы, 2008. – 76 с.

4       Полякова У.М. К вопросу комплектования музейных фондов по современности в музеях исторического и краеведческого профилей. // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. – Москва, 1979.

5       Зернова А.Б. Организация системы хранения музейных предметов-памятников материальной и духовной культуры // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. – Москва, 1979. – Вып. 1.

6       Кроллау Е.К. Световой режим. //ВЦНИЛКР. Сообщения. – Москва, 1969.

7       http://www.lighting.philips.ru/home – Philips Lighting. (25.11.2015 г.)

8       Кнорринг Г.М. Искусственное освещение музеев. – Москва, 1969. – 152 с.

9       Cultural Heritage Protection Handbook. Part 1st. Security At Museums. –Paris: UNESCO, 2006. – 44 p. /Инструкция по охране культурных ценностей. Часть 1. Музейная безопасность. – Париж: ЮНЕСКО, 2006. – 44 стр.

 

МУЗЕЙ ЭКСПОЗИЦИЯСЫН ҚОРҒАУ МЕН САҚТАУ

Түйін

Берілген мақалада тарихи-мәдени ескерткіштердің адамның рухани өміріндегі орны толық көлемде қарастырылады. Негізгі музей түсініктеріне анықтама беріліп, музей жәдігерлері мен музей коллекцияларын қорғау мен сақтау жүйесін реттеудің заңды-құқықтық тәсілдері келтіріледі. Музей жәдігерлерінің заманауи музей технологияларының көмегімен сақтау мен көрмеге қою шарттары, сонымен қатар музей жәдігерлерін табиғи, экологиялық, химиялық, биологиялық, антропогендік факторлардың жағымсыз әсерлерінен сақтау әдістері атап көрсетіледі.

Түйін сөздер: музей технологиялары, экспозиция, сақтау шарттары, жағымсыз әсерлер, реставрация, ескерткіштерді қорғау.

 

PROTECTION AND STORAGE OF MUSEUM EXPOSITIONS

Summary

In this article fully considered about a role of historical and cultural monuments in the spiritual life of man. Provides definitions of the main museum concepts and methods are legal and regulatory system for the protection and storage of museum exhibits and museum collections. Itemized the conditions of storage and exposure of museum exhibits with use a modern technologies and protection methods of museum exhibits by the negative effects of natural, environmental, chemical, biological, anthropogenic factors.

Keywords: museum technologies, exposition, storage conditions, negative effects, restoration, protection of monuments.

 

Нуршанов Азамат Абубакирулы

Главный специалист Отдела

менеджмента музеев и новых

технологий РГП«Ғылым ордасы»,

 

Талғат Тимур

научный сотрудник Музея редких книг РГП«Ғылым ордасы»