Книжный фонд Научной библиотеки РГП «Ғылым ордасы» насчитывает более 5 миллионов единиц хранения, среди которых особо выделяются редкие издания и рукописи. Книжные памятники обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение. Его значительная часть касается истории казахов и Казахстана. В год 550-летия Казахского ханства фонд приобретает особое значение.
Как известно, Казахское ханство (1465–1847) возникло в процессе распада Золотой Орды в 1465 г. и развивалось на территории современного Казахстана.
Книжный фонд Научной библиотеки явился закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов, протекавших на территории Казахстана в XIV–XV веках. Предпосылками его образования явились формирование казахской народности, укрепление местной казахской аристократии, которая взяла в свои руки руководство и власть над племенами и сумела, основываясь на опыте предшествующих столетий, создать основы государственности.
Первоначально на территорию, занятую казахскими племенами и родами, образовавшими свою государственность, распространялась власть моголистанских ханов. По мере укрепления казахской государственности, происходившего в ожесточенной борьбе с соседним сильным Узбекским ханством, Казахское ханство превращалось в самостоятельное государство. Особого расцвета оно достигло в XVI в. при хане Касыме (1511–1523) и Хакк-Назаре (1538–1580). В это время Казахское ханство вело независимую внутреннюю и внешнюю политику. Хан Касым порвал связи вассальной зависимости от Моголистана.
К концу XVI в. произошло окончательное территориальное и племенное отмежевание Казахского ханства от Узбекского ханства и Ногайской Орды. Одновременно границы Казахского ханства постепенно продвигались на запад, к северу и северо-востоку. Основная масса кочевых племен Дешт-и Кыпчака, а после распада Ногайской Орды (середина XVI в.) и племена ее восточной части признали над собой власть казахских ханов. Так окончательно оформились самостоятельное Казахское ханство и казахская народность.
Казахское ханство представляло собой единое экономическое и политическое целое. Появление на политической карте мира нового государства – Казахского ханства вызвано одновременным действием целого комплекса причин – политических, экономических и культурных.
Экономические причины заключались в падении значения Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии. Последовавший за этим кризис торговых городских центров был усугублен политическим кризисом. В результате большая часть городов Поволжья и Северного Кавказа перестала существовать. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов, т.к. международная торговля по древним маршрутам Великого Шелкового пути начинает перемещаться из торгово-земледельческого Поволжья в скотоводческо-земледельческий Казахстан. В связи с этим, оформление на этой территории особого государственного образования стало закономерным явлением.
Особое место в комплексе причин, приведших к образованию Казахского ханства, занимают этнические процессы. В XIV–XV веках кыпчакский этнос переживает период образования новых, активных субэтнических групп. Тогда же появляется такой субэтнос, как алаш – население Дашт-и Кыпчака. Единый этнос, носивший название кипчак (XIII–XIV вв.), ногай (XIV–XV вв.) и узбек (XIV–XV) уже существовал, и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казах, а за страной, им населенной – названия Казахстан.
Политическая организация Казахстана в XV – начале XVIII веков явилась результатом длительного процесса эволюции государственных институтов и отношений, исходной базой для которой послужила модель государственности Дашт-и Кыпчака.
Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат или курылтай – съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался один раз в год, обычно осенью, и решал наиболее важные государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.
Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество.
В XV–XVI вв. казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающие из выполняемых ими функций. Так, хан был верховным главнокомандующим казахской армией, и полководческие таланты не в последнюю очередь влияли на избрание его на престол. В обязанности хана входили организация войск, проведение мобилизации, руководство армией во время военных действий.
Выполняя внешнеполитические функции, хан имел право объявлять войну, заключать мир, отправлять и принимать послов, заключать международные договоры. Хан являлся судьей высшей власти. В его прерогативы входило рассмотрение апелляций на решение суда биев, споры между представителями различных улусов, дела, где одной из сторон были представители сословия торе – чингизиды. При решении судебных дел хан руководствовался нормами обычного права.
В целях охраны существующего порядка и общественного устройства хан мог издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства, устанавливал виды и сумму налогов, формировал административные единицы ханства и назначал их руководителей.
Территория и население ханства делилось на уделы во главе с султанами – родственниками хана. В составе каждого удела было 50–60 тысяч семей. В начале XVI века ханство делилось на 3–4 крупных удела. Один из них управлялся непосредственно ханом. Каждый удел в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей. Во главе улусов также стояли султаны, назначаемые ханом. Каждый улус обладал своей территорией со строго разграниченными пастбищами, особенно зимними. Ополчение улуса во время войны было самостоятельным подразделением. Таким образом, ханство фактически делилось на военно-административные единицы.
В состав улусов входили ассоциации общин во главе с биями и старшинами. Каждая ассоциация представляла собой объединение общин, кочующих на одной территории. Для регулирования отношений между общинами в ассоциации существовала генеалогия, определяющая статус общины в зависимости от положения в генеалогии ее предка. Главы ассоциаций и общин – бии и старшины осуществляли административную, военную и судебную власть в рамках данного коллектива, их влияние основывалось целиком на личном авторитете. Таким образом, Казахское ханство представляло собой ханскую республику, где господствовала элита закрытого типа – mөpe-чингизиды. По государственному устройству Казахское ханство было унитарным. Формально Казахское ханство имело форму правления нескольких ветвей чингизидов. С этой точки зрения изучение генеалогий чингизидов имеет определенное значение. Так как в этой области существовали постоянные споры, обвинения в «нечистом происхождении» противников, установление «истинности» правления того или иного правителя имело решающее значение. В результате образовался жанр литературы – генеалогия чингизидов, где решались эти спорные вопросы.
17 февраля 2016г. в Научной библиотеке РГП «Ғылым ордасы» прошла презентация книги «Қазақ жазбалардағы хандар шнжіресі» («Родословные как памятники письменности»). В издание вошли следующие материалы, посвященные генеалогиям казахских ханов: рукописи «Родословная ханов.XVIII-XIXвв.», «Родословная пророков и ходжа. XIXв.», книга «Родословная Чингиз хана», изданная в Казани в 1906г., переведенные на современный казахский язык с шагатайского языка, с арабской графики.
Данный труд подготовлен в рамках программы «Интеллектуальный потенциал страны» по подприоритету: «Фундаментальные и прикладные исследования в области экономических, социальных и гуманитарных наук» 2012-2014 гг.

 

Муминов Аширбек Курбанович – д.и.н., профессор ЕНУ им. Л.Гумилева