Преобразования в «отрасли знаний» должны служить интересам нации.

Наука и ее всестороннее развитие в Казахстане названы главным рычагом в решении задач, поставленных Президентом Нурсултаном Назарбаевым в Стратегии «Казах­стан-2050». Расставляя приоритеты работы в сфере образования, Глава государства в своем Послании народу отметил, что, как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые, научно-обоснованные методы образования. В основе политики триединства языков лежит требование знания всеми гражданами страны государственного языка как объединяющей силы казах­станского народа. Важное значение придается русскому языку, который служит международным языком общения жителей стран СНГ. Третий приоритет – английский язык, который занимает в современном мире доминирующее положение и открывает казахстанцам окно в глобализацию. В готовящейся кардинальной реформе Министерства образования и науки РК, о которой основательно доложил на приеме у заместителя Премьер-Министра Дариги Назарбаевой новый министр образования и науки Ерлан Сагадиев, ожидается внедрение трехъязычия в систему образования РК в течение ближайших четырех-пяти лет.

Глава государства поручил Правительству внедрять трехъязычие. Президент подчеркнул, что в мире огромное количество научной и технической литературы издается на английском языке, и далеко не весь этот объем переводится на казахский и русский. Молодые люди должны знать казахский язык как государственный, русский – как язык межнационального общения и английский – в качестве международного. И это в каждой школе.

Говоря о развитии трехъязычной системы образования, министр Е. Сагадиев подчеркнул, что «наи­более важный смысл внедрения трехъязычного образования в Казахстане – это тотальное знание казахского языка. Приоритет в изучении казахского языка был и остается». Приоритет английского языка в научном образовательном мире неоспорим. Все крупные научные конференции, форумы Японии, Китая, России, не говоря о странах ЕС, проводятся на английском.

Отличительное требование нынешней языковой реформы – то, что иностранный язык не только изучается в целях освоения, но и закрепляется путем изучения учебных программ по разным предметам на этом языке. Работая ректором Туркестанского госуниверситета (ныне МКТУ им. Х. Ясави) в 1991 году, несмотря на нехватку преподавателей английского языка, я оставил в университете только этот язык, исключив немецкий и французский, а объем нагрузки увеличил с двух часов до восьми. На замечания инспекторов Минвуза я отвечал: «Давайте иностранный язык будем изучать так, чтобы освоить и уметь говорить на этом языке, или вообще исключим его из программы». Меня тогда удивили американцы, приехавшие к нам работать преподавателями английского, которые за два-три месяца очень хорошо освоили казахский язык по своим методикам. Отрадно отметить, что министр Е. Сагадиев как раз и предлагает изучать язык по передовым технологиям сперва преподавателям, с помощью тренеров, а потом – и ученикам школ и студентам вузов.

Казахстан – унитарное государство с единым полиэтничным народом, где две трети населения составляет странообразующий этнос – казахи. Создав Ассамб­лею народа Казах­стана, Глава государства приравнял права и возможности для развития языка, культуры и жизненных условий для всех этносов в одинаковой степени. Такой демократичной ассамблеи, где члены сами избирают депутатов Парламента страны из числа представителей этноса, составляющего даже десятые и сотые доли населения, больше нет нигде в мире. Не это ли настоящий гуманизм по отношению к малочисленным представителям этносов (диаспор)?

Теперь давайте посмотрим, что еще может дать нам реформа. Если во всех школах будет внедрена трехъязычная система подготовки, в чем не стоит сомневаться, то какой смысл называть эти школы казахской, русской, узбекской? Все они унифицированы. Тогда резонно будет их называть, допустим, СШ № 14 такого-то района или села. Это еще больше укрепит единство народа Казахстана и воспитает новую плеяду строителей процветающей страны – Мәңгілік Ел-2050.

В реформе нового министра имеет место и забота о здоровье школьников в соответствии с указанием Главы государства – введение пятидневной учебной недели. Это напоминает Вальдорфскую систему в США, где детям не дают домашних заданий. Всему обучают детей в стенах школы. Приходя домой, они расслабляются от забот и отдыхают, общаются с родителями, родственниками, занимаются спортом, музыкой. Надо проследить за тем, чтобы хотя бы в пятницу не давали нашим детям домашнего задания, чтобы дети за два дня могли полностью восстановиться от психологической нагрузки. Продлевать учебный год на десять дней тоже нецелесообразно, так как начинается отпускное время большинства родителей школьников и на большей территории республики наступает жаркая погода. А учебную программу за этот период можно восстановить путем ее оптимизации и методических разработок.

Пересмотреть надо, как указал Глава государства, и учебные программы. Они еще с советского периода очень загружены. Будучи министром образования, я знакомился с разными школами в США. По крайней мере по химии они в 11-м классе гимназии изучают наши программы по сложности за 9-й класс. Необходимо упрощать программы, не изменяя суть и структуру предмета. Нужно разработать оптимальную норму по количеству единицы информации за время одного урока (45–50 минут), которая может быть освоена полностью среднеуспевающим учеником. Тогда будет хорошо видно, кто среди них передовик и кто отстающий.

Ученые Национальной академии наук РК в свою очередь поддерживают точки зрения Главы государства и профильного ведомства в том, что Казахстан все шире и глубже вовлекается в международные процессы. Сегодня в обществе никого не надо убеждать, что знание английского языка стало важнейшим ресурсом профессионального роста человека, а также вхождения страны в систему мирового научного пространства. Современный молодой ученый сегодня характеризуется как личность, свободно владеющая двумя и более языками, умеющая участвовать в межкультурном диалоге.

Как известно, Казахстан – полно­правный член многих международных организаций, в том числе Всемирной торговой. Настоящая конкуренция товаропроизводителей только начинается. Теперь наука вновь станет востребованной. Развитие получат только те, которые будут использовать инновационную технологию и надежно обеспечат научное сопровождение своего производства с новым видением и владением профессиональным техническим английским языком.
Вопрос о внедрении трехъязычия в систему образования страны – это только часть масштабной реформы МОН РК. Другим нововведением будет внедрение предмета «Введение в науку». Так, с сентября 2016 года по новой программе начнут «грызть гранит науки» первоклассники из 30 учебных заведений страны. С 2017 года в этом режиме станут учиться во всех начальных школах. Это пробудит интерес к науке с ранних лет у учеников, студентов, затем – молодых ученых. Следует отметить, что в Казахстане растет число молодежи, которая посвящает свою жизнь науке, несмотря на низкую зарплату ученых. Хочу их заверить, что их зарплата уже сейчас начинает расти и к 2020 году достигнет общемирового уровня. Один из факторов тенденции увеличения притока молодежи в науку – то, что государство обеспечило бесплатный доступ к мировым информационным ресурсам издательств Thomson Reuters (США), Springer (Германия), Elsevier (Нидерланды). В связи с этим наблюдается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейти
нговых изданиях. Это один из путей интеграции казахстанской науки в общемировую.

Несмотря на свой статус РОО, Национальная академия наук РК по-прежнему выполняет функции, возложенные на нее со времен статуса государственного учреж­дения (ГУ), и объединяет в своем составе 140 действительных членов (академиков), 103 члена-корреспондента (всего 243 постоянных члена), 75 почетных членов, а также 13 иностранных членов НАН РК. Кроме того, 38 крупнейших университетов и академичес­ких институтов, такие как КазНИТУ им. К. Сатпаева, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНАУ, ЕНУ им. Л. Гумилева, институты геологии, химии, катализа, металлургии и другие, стали коллективными членами НАН РК и вошли в состав НПП «Атамекен». При этом преследует­ся главная цель – обеспечить надежное научное сопровождение промышленных предприятий, поддерживая их инновационную, наукоемкую технологию.

Современное состояние интегра­ции науки и высшего образования в Казахстане характеризуется различными формами совместной деятельности вузов и научно-исследовательских институтов (НИИ). В двух вузах – Назарбаев Университете и КазНИТУ им. К. Сатпаева (ранее в КБТУ, объединенном с КазНИТУ) произошла полная интеграция с вхождением в их составы научных центров и академических институтов путем передачи государственных акций (долей). При этом сохранены юридическая и финансовая самостоя­тельность в форме АО этих центров и институтов.

Другие два национальных университета – КазНУ им. Аль-Фараби и КазНАУ – интегрировались с научными институтами путем заключения договоров о совместной научно-образовательной деятельности соответственно с группой гуманитарных (КазНУ) и сельскохозяйственных (КазНАУ) институтов. Здесь полного объединения не произошло. Для придания им легитимности церемония подписания договоров проводилась с участием руководства МОН РК и МСХ РК. Другие вузы и НИИ заключили договоры о сотрудничестве в области фундаментальных и прикладных исследований. Речь идет о разработке и выполнении научно-исследовательских проектов и программ, учебной и производственной практике в лабораториях и опытных хозяйствах НИИ, привлечении ведущих ученых НИИ для проведения учебных занятий, руководстве практикой студентов и дипломными работами, совместной подготовке магистрантов и докторантов PhD.

Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия. Основными задачами современного этапа интеграции нау­ки и образования, на наш взгляд, должны стать подготовка кадров для науки и высоких технологий, стимулирование научных исследований в ведущих университетах, концентрация усилий академической и вузовской науки на приоритетных направлениях, совместное использование дорогостоя­щего оборудования, сохранение и укреп­ление ведущих научных школ.

Следующий шаг – интеграция с производством. Известно, что вузы всегда были ближе к производству, чем НИИ, в основном из-за того, что производством управляли их выпускники. Теперь надо создавать эффективную триаду «наука – вуз – производство» таким образом, чтобы получить синергичес­кий эффект с интенсификацией развития всех ее компонентов. Здесь следует отметить еще один смелый и решительный шаг министра Е. Сагадиева в поддержку создания реальной интеграции науки с производством. По новой схеме финансирования научных исследований приоритет отдается истинно внедренческим работам на условиях заказа и соответствую­щего софинансирования проекта со стороны промышленного предприятия или бизнес-структуры от 20 до 50% общей расчетной суммы. Это может дать «революционный» эффект, так как рачительные хозяева не дадут деньги на всякую шелуху и схоластические проекты, значительная часть из которых до сих пор специально создавалась и «протаскивалась» на финансирование возможных коррупционных целей. Новшество Е. Сагадиева как раз ударит по всем возможным коррупционным проявлениям. По-настоящему, реально работающие НИИ наконец-то получат преимущество над частными ТОО, расплодившимися, как грибы после весеннего дождя.

Как говорится, истина познается практикой. По нашему мнению, и Закон «О науке» нуждается в изменениях и дополнениях, особенно по части экспертизы и ННС (национальные научные советы), где полностью размыта персонификация ответственности, в результате чего ННС может стать логовом протекционеров. Глава государства много раз говорил о том, что НАН РК, где собраны все ведущие ученые страны, должна заниматься экспертизой науч­ных работ. Сейчас мы с МОН РК обсуждаем, как это лучше сделать.

Хорошие примеры есть. Проведение экспертизы по заказу «КазМунайГаза» отчетов по науке Казахского института нефти и газа показало, что из 45 проектов нашими академиками были забракованы 39, причем было по страницам указано, что откуда списано. В результате за один год было сэкономлено около 6 млрд тенге. При этом НАН РК не претендует на окончательное решение, она проводит по заказу госоргана экспертизу и представляет по ним отчет. На этом НАН РК завершает свое участие, а окончательное решение за уполномоченными органами – ННС, МОН РК и другими. Кстати, в других государствах СНГ, где академии наук сохранили свои прежние функции по финансированию науки, коррупции вовсе нет.

В нашем государстве не должно быть организационных структур, чьи решения не могут быть подвергнуты проверке на законность и объективность. Человечество еще не придумало других более эффективных методов борьбы с коррупцией, чем прозрачность принимаемых решений, доступность информации о них и персональная ответственность за них физических или юридических лиц. Поэтому то, что в ННС никто не отвечает за принятые решения – форменный нонсенс, ведь безответственность – главный источник, порождающий все негативные явления. Поэтому надо срочно изменить положения о ГНТЭ и ННС, предусмотрев их полную ротацию перед каждым трехлетним циклом проведения конкурсов научных проектов и программ.

Давно известно, что ни одна страна в мире не будет экспортировать в другие страны свою самую передовую технологию, а действующие у них технологии при покупке и трансферте, для чего требуется два-три года, значительно устаревают. Поэтому Казахстану по опыту развитых стран необходимо в срочном порядке наладить эффективную систему научного сопровождения производственных технологий, соз­дав тем самым наукоемкие производства.

Как известно, стержень государства – это экономика, а стержень экономики – это наука и инновацион­ная индустрия. Любое государство может добиться экономических достижений, а, следовательно, достатка и богатства лишь на основе индустриализации экономики. Бесспорно, роль агропромышленного сектора при этом не умаляется, однако у государства без индустрии нет будущего. Уже сейчас по показателям внутреннего валового продукта (ВВП) Казахстан занял передовые позиции в СНГ, поднявшись на 2-е место после России. ВВП Узбеки­стана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана, вместе взятые, составляют меньше половины ВВП Казахстана.

Глава государства держит проблемы казахстанской науки под постоянным вниманием. Так, за последние 10 лет объем средств, выделенных на науку, вырос в 5 раз. В соответствии со стратегическим планом развития к 2020 году ожидается рост финансирования науки до 2,0% от ВВП, ожидается увеличение в 8 раз. Это означает и увеличение зарплаты ученых до общемирового уровня, и приобретение новых прецизионных приборов.

Значительным стимулом для качест­венной научной продуктивности ученых остается Государственная премия в области науки и техники им. Аль-Фараби, размер которой с 2015 года увеличен в 6 раз и составил 18 млн тенге, а также 6 именных премий министерств, государственные научные стипендии (50 – для молодых ученых, 25 – для выдающихся). За последние 10 лет госпремии РК в основном получали академики и члены-корреспонденты НАН РК вместе со своими учениками, что лишний раз говорит о высокой компетентности членов нашей академии.

Сегодня ни для кого не секрет, что к Казахстану повышенный интерес проявляют США и страны Западной Европы, а также Турция, Иран, Япония и Китай. Это прежде всего объяс­няется высоким потенциалом респуб­лики в стратегичес­ких сырьевых ресурсах, в первую очередь нефти, газе и металлах, а также в урановом топливе. Богатые природные запасы Казах­стана – твердая база для реализации инновационно-индустриаль­ной стратегии и вхождения нашей республики в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году.

Главная причина отсутствия должной востребованности науки (НИОКР) – это монопольность и практи­ческое отсутствие конкуренции между промышленными предприятиями. Очень низка доля в секторе НИОКР проектно-конструкторских организаций: прак­тически отсутствуют опытно-экспериментальные цеха в составе крупных заводов, которые были в советские времена.

Разрушен мост между научной лабораторией и заводом. За последние 25 лет накопилось большое количест­во завершенных работ, которые могут быть внедрены в производство. Однако они не внедряются из-за невозможности проведения полупромышленных испытаний и получения опытных партий продуктов. Без этого ни один руководитель предприятия не примет НИОКР для внедрения. Поэтому новшество министра Е. Сагадиева о применении новой методики финансирования прикладных исследований, предусматривающее соучастие промышленных предприятий при выполнении внедренческих НИОКР, можно назвать по-настоящему системным подходом к решению этой очень важной задачи.

Президент Нурсултан Назарбаев прямо указал: «Страна, в приоритетах которой наука и инновации на втором месте, не будет первой ни в одной сфере». Точнее не скажешь. В современном глобальном мире только развитие коммуникации, в нашем случае трехъязычия в образовании с интеграцией фундаментальной и прикладной науки, ориентированной на инновационный результат в индустрии, становится гарантией экономического развития государства. Только в этом случае наука и образование Казахстана в перспективе смогут подняться на высокорейтинговые позиции в мировом научно-образовательном пространстве.

Автор: Мурат ЖУРИНОВ, президент Национальной академии наук РК, академик, президент Союза национальных академий наук тюркского мира, лауреат Государственной премии РК в области науки и образования

ссылка на статью: http://www.nauka.kz/page.php?page_id=18&lang=1&item_id=500