Казахстаские ученые-лингвисты предлагают проверить выпускников экспериментальной программы трехъязычия на психологическое состояние и национальную идентичность. Также многие деятели науки затронули вопрос механизма внедрения программы в 2019 году. Проблемы и возможности полиязычного образования обсудили на круглом столе в РГП «Гылым Ордасы» в Алматы, сообщает корреспондент BNews.kz.

«Мнения наших ученых разделились на два лагеря: с какого года стоит обучать иностранным языкам и как организовать его? Стоит ли оставить английский, как отдельный предмет, и стоит ли его внедрять в другие — такие, как физика, биология и другие. Сегодня у нас уже есть выпускники из экспериментальных школ, где английский внедряли в основные предметы. Мы хотим предложить провести исследование о том, как преподавание влияет на сознание человека. Согласно работам международных авторитетов национальная идентичность человека формируется до 12 лет, особенно на нее влияют языки. Для любого государства, включая Казахстан, просто необходимо формирования единого национального менталитета, и наша многонациональная страна в этом особенно преуспела. Главное, не потерять эту идентичность. Поэтому нам необходимо провести социологический эксперимент с теми выпускниками, чтобы дать точное научное мнение о пользе и вреде такого варианта трехъязычия, а затем предлагать свои варианты усиления программы», — рассказала замдиректора института языкознания им.А.Байтурсынова Анар Фазылжанова.

Лингвисты также усомнились в возможностях внедрения языка. По мнению доктора философских наук Института философии и политологии и религиоведения МОН РК Рустема Кадыржанова, три года — слишком маленький срок для того, чтобы подготовить кадры для всех казахстанских школ.

«Государство хочет уменьшить социальное расслоение, когда любой ребенок сможет получить хорошее образование, которое просто необходимо в наш век глобализации. Все мы понимаем, что английский язык открывает двери для многих возможностей во всем мире, это язык современного общества. Но проблема заключается в том, что в обычных школах в селах могут не преподавать биологию и физику на трех языках на том уровне, на котором нужно. И более того, из-за языковой нагрузки они и сами предмет не смогут нормально преподавать, тогда мы потеряем тот слой общества, который и без того по уровню образования на пару лет отстает от городских. Я считаю, что здесь нужно не во всех учебных заведениях внедрять эту систему. По моему мнению, нужно усилить преподавание самого английского языка и внедрять лингвистику в общеобразовательные предметы только в избранные школы, куда дети будут стремиться поступить не на платной, а на грантовой основе», — заключил он.

Бекзада Ишекенова

http://bnews.kz/ru/news/obshchestvo/obrazovanie/uchenie_rk_hotyat_proverit_natsidentichnost_vipusknikov_programmi_trehyazichiya_foto-2016_08_05-1284521