Одна из целей маркетинга — установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности музея. Стратегиями маркетинга в музее называют разнообразные пути улучшения взаимодействия музея с публикой и обслуживания посетителей с целью увеличения посещаемости и расходов посетителей в музее. Чтобы обеспечить успех в музейной работе среди других музеев и учреждений культуры, необходимо тщательно изучать рынок, реального и потенциального посетителя и предлагать услуги, соответствующие требованиям этого рынка.Концепция музейного маркетинга — это сосредоточенность на интересах и потребностях посетителя, — это работа, направленная на их удовлетворение посредством предоставления музейных услуг и факторов, связанных с созданием условий для их комфортного  потребления. Маркетинг в музее является единым, непрерывным процессом, поскольку всегда необходимо знать развивающиеся потребности своих посетителей и отслеживать процесс их удовлетворения в музейной работе.

Модель концепции музейного маркетинга представлена следующим образом:

  • Миссия музея (смысл существования, предназначение музея, представления о желаемом результате, коммерческие, культурные, внутриорганизационные, которые необходимо решить для достижения каждой цели);
  • Принципы (действия, которые необходимо выполнить для решения задач);
  • Результат

Первым шагом в разработке концепции музейного маркетинга является определение предназначения музея или его миссии.

Миссия музея — это четко сформулированный смыл существования, предназначения музея. Миссия музея имеет огромное значение для коммуникации как внутри организации (позволяет сотрудникам лучше понять свою значимость для музея), так и вне ее (способствует доведению информации до потребителей музейных услуг). При дальнейшем развитии конкретного музея и социально-культурной сферы в целом возможен и пересмотр отдельных направлений в деятельности музея. В работе структурно представлены цели музейного маркетинга:

  1. Цели музейного маркетинга
  2. Цели товарной политики
  • Улучшение качества музейного товара и предлагаемых услуг
  • Разработка и внедрение новых предложений для посетителей музея
  1. Цели ценовой политики
  • Внедрение дифференцированной системы оплаты за музейные услуги
  • Введение системы скидок
  1. Цели политики распределения
  • Оптимизация каналов и направлений продвижения музейных услуг
  1. Цели политики продвижения
  • Улучшение имиджа музея и его услуг
  • Интенсификация музейной рекламы

Цели музейного маркетинга можно классифицировать по следующим основным признакам:

Во-первых — по времени достижения результата:

  • долгосрочные стратегические цели — на 5-10 лет;
  • среднесрочные, тактические цели на 1 -5 лет;
  • краткосрочные оперативные цели в пределах одного года.

Во-вторых — по исполнению:

  • корпоративные цели;
  • цели стратегических бизнес-подразделений;
  • функциональные цели.

В-третьих — по виду измерения:

  • качественные цели;
  • количественные цели.

Необходимыми условиями для развития маркетинга в музейной деятельности являются следующие:

  • Знание рынка потребителей, их интересов и потребностей и т.д.
  • Взаимодействие с государственными органами, некоммерческими организациями, спонсорами, меценатами.
  • Знания мотивации попечителей, т.е. их собственных интересов, побуждающих их оказывать соответствующую поддержку.
  • Соответствие этих мотиваций и интересов в правовых актах, решениях соответствующих органов, уставах, принятых программах и т.д.
  • Конкретизация интересов в определенных приоритетных направлениях, видах и формах услуг и деятельности, их объеме, интенсивности и затратах.

Выполнение этих условий делает возможным полноценное использование концепции маркетинга и маркетинговых технологий в музейной деятельности.

Концепция развития музея связана с задачами, которые он реализует в конкретный момент своей музейной деятельности, с принципами и методами решения этих задач. Задачи в области музейного маркетинга сформулированы следующим образом:

  • Задача совершенствования организационной структуры музея как основы для рационального использования финансовых, интеллектуальных и других ресурсов музейной деятельности. С этим связана необходимость оптимизации системы оплаты труда и стимулирования творческой активности персонала музея.
  • Задача формирования и повышения спроса на результаты музейной деятельности и услуги музея, расширение контингента потенциальных посетителей, творческих и деловых партнеров музея. Оптимизация форм сотрудничества и операции музея с его творческими и деловыми партнерами.
  • Задача увеличения объема финансирования музея:

а) за счет освоения альтернативных госбюджетных источников;

б) за счет расширения круга негосударственных источников финансирования (субсидий общественных фондов, частых фирм, меценатов) разработки и реализации конкретных проектов;

в) за счет увеличения доходов музея в результате собственной деятельности по оказанию платных услуг населению, предприятиям, организациям.

  • Задача формирования активной реализации собственной ценовой политики музея на рынке культурной продукции, информации и услуг.
  • Задача приведения нормативной базы музейной деятельности в соответствие требованиям обеспечения эффективности реализации социальных функций музея.

В деятельности музея XXI века определены следующие социальные функции маркетинга:

  • разностороннее изучение реальных и потенциальных посетителей и установление с ними обратной связи;
  • проектирование нововведений, которые обеспечили бы удовлетворение потребностей посетителей и одновременно содействовали бы увеличению доходов музея;
  • постоянный анализ эффективности деятельности по продвижению музейных услуг и разработке рекомендаций по совершенствованию этой деятельности.

Средством достижения цели в концепции маркетинга является комплекс маркетинга, поэтому важнейшее место в маркетинговой деятельности занимает разработка комплекса маркетинга как совокупности средств воздействия на потребителей целевого рынка с целью вызвать у них желаемую ответную реакцию. Основные элементы успешно функционирующего комплекса маркетинга в музее представлены следующим образом:

  • Комплекс маркетинга
  • Музейный продукт
  • Коммуникации

В последнее время выделяют еще несколько составляющих комплекса маркетинга, которые необходимо отметить:

  • персонал, его квалификация и обучение;
  • процесс потребления музейных услуг;
  • окружение.

Учитывая чрезвычайную важность комплекса маркетинга в рамках общей маркетинговой стратегии, разрабатываются частные стратегии по всем его основным элементам:

  • продуктовая (товарная) стратегия;
  • ценовая стратегия;
  • сбытовая стратегия;
  • коммуникационная стратегия.

В соответствии с концепцией музейного маркетинга вся деятельность музея должна осуществляться с постоянным учетом состояния рынка и основываться на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей (посетителей) музейных услуг, их оценки и учете возможных изменений в будущем Основу концепции музейного маркетинга составляет миссия музея, стратегические ресурсы музея, потребности посетителя, комплекс усилий маркетинга.

Ведущей стратегией музейного маркетинга является увеличение количества потребителей музейных услуг, увеличение разнообразия предлагаемых услуг, рост продаж своих услуг, прибыли и расширения музейных пространств.

Использование музейного маркетинга позволяет предвосхищать, планировать, контролировать и направлять эффекты изменений в деятельности музея. Музейный маркетинг правомерно рассматривать как систему приемов и способов, которые обеспечивают исследование потребностей общества и отдельных лиц в музейных услугах и оптимальных возможностей их удовлетворения средствами музейной деятельности; а также как средство достижения равновесия между присущей музею социально-культурной функцией и требованиями рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Артемов Е.Г. Исторический музей в XXI веке: стратегия реализации изменяющихся запросов общества / Е.Г. Артёмов // Музей XXI мечта и реальность : сб. ст. — СПб., 1999. — С. 13-22 .
  2. Кузина Г.А. Музей в условиях рыночной экономики / Г.А. Кузина // Музей между миссией и рынком: сб. ст. — М., 2003. С. 95-105.
  3. Музеи, маркетинг, менеджмент / сост. В.Ю. Дукельский — М., 2001.-224 с.
  4. Раньярд С. Музейный маркетинг / Сьюзен Раньярд // Музеи в период перемен. СПб.: Контрфорс, 1997. — С. 47-58.
  5. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. СПб., СПбГАК, 1995. — 90 с.

А.М. Галлемова

Специалист отдела менеджмента музеев и новых технологий РГП «Ғылым ордасы»