Само слово «exposition» в переводе означает «выставка». Изначально термины «экспозиция» и «выставка» были равнозначны, и лишь постепенно термин «экспозиция» стал означать относительно постоянное, а выставка – временное.

Экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных экспонатов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Экспозиция музейная – целенаправленная, научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Органично связана с социальными функциями музея. Экспозиция музейная возникает в связи с потребностью использования музейного собрания в просветительных целях, а также для эмоционального воздействия на посетителя. Открывая возможность непосредственного контакта человека с культурными и научными ценностями, экспозиция музея составляет основу коммуникации музейной. Является необходимой базой для реализации культурно-образовательной деятельности музеев.

Понятие «экспозиция» в музееведении формировалось постепенно. Долгое время этого понятия не существовало. Только к концу ХIХ в. В процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них «демонстрационных коллекций». И простейшее определение музейной экспозиции – «часть музейного собрания, выставленная для обозрения». Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. В связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. О том, что экспозиция – «язык, на котором говорит музей», писал А.Мансуров, Б.Завадовский, Н.Вертинский, М.Гнедовский, Д.Равикович, И.Иксанова и другие музееведы 1930-1980-х гг.

В последнее десятилетие проблема подробно разрабатывалась Н.А. Никишиным. Единицами языка в музее выступают музейные предметы; но лишь попав в музей, будучи «распредмечены» в процессе изучения и приобретя новое значение, они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как «словарь», а экспозицию – как «текст», составленный из этих знаков при помощи правил экспозиционной «грамматики» правил взаимного сочетания знаков. В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система, которая без труда «прочитывается» музейными работниками и с большим или меньшим трудом посетителями музеев.

Экспозиция в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, а также  памятников материальной культуры, исторических документов. Цель и задачи как постоянной, так и временной экспозиции – дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала. Экспозиция может быть построена свободно или с учетом маршрута посетителей при осмотре. В современных условиях экспозиция обеспечивается оборудованием, отвечающим правилам хранения экспонатов (температурный режим, влажность и т.д.), этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната, развернутыми пояснениями – экспликациями.

Экспозиция – важнейшее звено музейной коммуникации; только коммуникация, осуществляемая в процессе создания и восприятия экспозиции, может быть признана специфически музейной, не воспроизводимой в рамках других общественных институтов.

Экспозиции могут быть систематическими и ансамблевыми, ландшафтными и тематическими в зависимости от методики их построения, под которой понимается научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов.

Основой экспозиции являются подлинные музейные экспонаты.

Основные характерные особенности экспозиции следующие: в ней представлены музейные предметы, способные дать посетителю разнообразную информацию, передать его сопричастность той модели реального мира, которой является экспозиция, оказать на него эмоциональное воздействие; в ее основе лежит разработанная коллективом музея научная концепция, определяющая содержание экспозиции, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение.

Выставка-экспозиция, имеющая временный характер и регулярно сменяющийся состав экспонатов.

Музейная выставка – это наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, способствующая на разных этапах музейной жизни возникновению, развитию и совершенствованию основной экспозиции музея.

Выставка – наиболее распространенный вид экспозиции. Проблема их создания одна из самых актуальных в современной музейной практике.

Основные функции выставки.

  1. Показ части коллекции, хранящейся в фондах. Выставка – специфическая оперативная форма публикаций музейных коллекции и научной работы коллектива музея по их изучению.
  2. Выставка способствует комплектованию музейных фондов.

Перспективный план комплектования фондов часто соотносится с планом выставочной деятельности. Сегодня перспективной формой, используемой многими музеями, стало проведение выставок в рамках «дня дарений», когда продуманная система мероприятий и немедленный показ новых поступлений с указанием имен дарителей и благодарностью им может подвигнуть многих жителей на передачу музею ценных экспонатов. В выставках, наряду с музейными предметами, нередко участвуют предметы музейного значения. Цель таких выставок – не только познакомить широкую публику с новейшими  находками музейных сотрудников, но и собрать средства на приобретение и реставрацию этих памятников. Не являются полноправными музейными предметами и экспонаты многочисленных выставок из частных коллекций и, тем более, выставок произведений современного искусства, проходящих в стенах музеев.

    Сегодня в связи с возродившимся интересом и уважением к частному коллекционированию и личности коллекционера все чаще можно увидеть в музее выставки, демонстрирующие коллекции, в первую очередь, как результат целенаправленной деятельности человека, отражающей его вкус, устремления, индивидуальность.

3.Одна из важнейших функции выставок – подготовка модернизации основной экспозиции музея. Выставка дает музею возможность проверить на практике существенные  вопросы концепции, структуры, дизайна постоянной экспозиции. Более свободный подход к построению выставок, смелые эксперименты, приемы оформления, не допускаемые до поры до времени в «святилище» постоянной экспозиции, во многих случаях вполне закономерно превращают выставку в экспериментальную площадку по  отработке новаторских приемов, некоторых из которых, выдержав проверку временем, войдут в арсенал экспозиционных средств музеев. Следует подчеркнуть, что это также завоевание последних десятилетий.

  1. В ряде случаев система выставок способна превращаться в специфическую форму функционирования основной музейной экспозиции. Совокупность тематических выставок складывается в определенную концептуализированную целостность. Большая динамичность, подвижность, способность к изменениям и отзывчивость на новое дает такой системе даже определенные преимущества.
  2. В связи с современным поворотом музея «лицом к посетителю», особое значение приобретает такая функция выставки, как привлечение в музей посетителей, расширение их состава. Выставки поддерживают интерес публики к музею, формируют контингент постоянных посетителей – местных жителей. Однако гибкая система интересных, ярких, адресованных разным социальным слоям выставок и концертов поддерживает постоянный живой интерес города к своему музею. Для жителей многих населенных пунктов «глубинки» выездные выставки, организуемые местными областными и районными музеями, — по-прежнему единственная возможность приобщения к историко-культурному наследию края.
  3. Выставки позволяют обогатить и разнообразить «язык музея», на котором ведется диалог с посетителем. Часто выставки в музее строятся по контрастному методу по отношению к основной экспозиции: в музее, основная экспозиция которого построена по музейно-образному или образно-сюжетному методу, устраиваются выставки на основе систематического метода, в систематическую экспозицию художественных музеев вторгается проблемная выставка, построенная на основе тематических комплексов и т.п.

Характерные особенности выставки:

— выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. В отдельных случаях тема может выйти за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению;

— выставки значительно повышают просветительскую, пропагандистскую роль музеев, резко увеличивают количество посетителей, они расширяют географию деятельности музея – передвижные выставки обслуживают сельских жителей, направляются в отдаленные районы страны;

— демонстрируя достижения своей страны за рубежом, выставки способствуют укреплению мира и дружбы между народами;

— подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея.

         Выставки порой покоряют нас новизной видения, казалось бы знакомых вещей, своеобразием их интерпретации, тонкими ассоциациями  и самой художественной формой экспозиционных построений, их эстетикой, организацией архитектурного пространства, ритмом и гармонией пластической композиции, световой и колористической аранжировкой и, прежде всего, единством художественного образа.

         Каждая большая выставка становится уникальным явлением и дает исследователям блестящий материал для развития искусствоведческой науки. Вторая тенденция – стремление сделать музейную экспозицию как можно более эффективной, художественно выразительной, современной, с привлечением всех новейших экспозиционных и технических средств. И, наконец, потребность экспозиционеров представить не только экспонат: произведение искусства, но и показать мир человека его создающего, ту социальную и творческую среду, в которой жил и творил художник, т.е. представить общекультурный контекст.

         Вышеперечисленные характерные особенности экспозиции и выставки характерны для всех профильных музеев. Также для музеев РГП «Ғылым ордасы», где функционируют такие музеи как:

         Музей природы, где палеонтологическая экспозиция отражает многообразие и богатство животного мира, геологического прошлого Казахстана и представлена скелетами и останками вымерших животных, собранных в основном на территории Казахстана.

         Музей археологии обладает коллекцией уникальных артефактов, имеющих мировое историческое и научное значение. Музей археологии РГП «Ғылым ордасы», являясь единственным в республике музеем подобного профиля, занимает особое место в системе казахстанского музееведения. Богатейшая коллекция, уникальные экспонаты музея постоянно привлекают внимание крупнейших выставочных площадок во всем мире.

         Музей редких книг, где хранятся самые ценные редкие и рукописные книги. Фонд музея включают в себя, коллекцию более 500 редких книг и рукописей, по хронологическому охвату – XVIII-XIX вв. и до 40-х годов XX-го столетия. В нем находятся старинные отечественные и зарубежные рукописи, рукописные и старопечатные книги арабского, латинского и кирилловского шрифтов, имеющие историко-культурное и научное значение.

         Музей истории Казахстанской науки представляет собой сокровищницу отечественной науки, истоки казахстанской науки с древних времен, зарождение казахстанской науки и многое другое.

         Музеи РГП «Ғылым ордасы» постоянно проводят тематические и передвижные выставки, посвященные разным событийным датам и историческим событиям нашего государства. Создание новой экспозиции или выставки для наших музейных сотрудников превеликое эстетическое удовольствие, цель выставки – призвать наших посетителей к уважению и любви к родной культуре и истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гнедовскнй М.Б. Музейная экспозиция. // Советский музей. 1987.-№ 6.- С.33-35
  2. Экспозиционная работа в музеях / Музееведение и охрана памятников. Обзорн.инф. М., 1982. – Вып-40 с.
  3. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929.- 422 с.

А.М.Галлемова

специалист отдела менеджмента музеев и новых технологии

РГП «Ғылым ордасы» КН МОН РК

Журнал «Образование для всех», №3 (7), 2014 год