Музей – памятная и грандиозная

книга человечества

Луначарский В.И.

Музеи (греч. museion – место, посвященное музам, храм муз, от musa –муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают о своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

Музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».

Для большинства современных музеев характерно единство исследовательских и образовательно-воспитательских функций. Специфические формы научной популяризации и воспитательской деятельности музея – экспозиция, выставка.

Современная научная классификация музеев различает их по типам и профилям. Тип музея определяется его основным общественным назначением. В соответствии с этим признаком музеи делятся на исследовательски-научно-просветительные, исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при научно-исследовательских институтах, и учебные. Профиль музея определяется его отношением к определенной отрасли производства, науки, искусства. По профилям музеи разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические.

Музей служит обществу. Человеческое общество вырабатывает веками сознание необходимости хранения памяти отцов, оно сознательно хранит традиции, обычаи, нравы, правила и т.д. В этом его жизнестойкость. Инструментом этого хранения и является музей, представляющий собой не только учреждение, но и особое состояние человеческой души; состояние, данное человеку с рождения и развивающееся или затухающее соответственно с развитием или деградацией общества. Однако «передача традиции никогда не бывает полной, иначе оно повлияло бы отрицательно историческому процессу. Чем больше развито общество, тем больше его историческая и культурная память, но тем меньше в общекультурном наследии доля и устойчивость традиционной народной культуры, на базе которой вырастает культура профессиональная и элитарная». Ядро культуры из открытой динамической системы становится мертвой сокровищницей, что обусловливает отрыв от общества, элитарность и последующую упадку культуры. Музей как раз служит связующим звеном между традициями и новациями, не позволяет оторваться обществу от ядра культуры. Он является цементирующим звеном между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, хранит веками накапливающееся социальное явление. Когда музей перестает выполнять свое предназначение, превращается в застывшую выставку вещей или вольно интерпретируемую экспозицию, он перестает быть музеем, а общество может утратить связь времен. Экспозиция – визитная карточка любого музея. Она определяет музей как особое учреждение культуры, где находятся «живые свидетели прошлого». В музейной экспозиции выявляется внутренняя и символическая, часто знаковая, сущность вещей. Она представляет собой текст особого характера, в котором через музейные «предметы-знаки-буквы» передаются суждения, идеи, мысли, чувства как давно живущих, так и авторов экспозиции.

В выявлении сущности как: музей как особенность социально-культурного явления огромную роль играет музейная экспозиция т.к. с помощью экспозиции мы передаем наши ценные, познавательные и интересные информации нашим посетителям, желающие знать мировую историю.

Музейная экспозиция – это основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

 Музейная экспозиция является научно-организованной совокупностью предметов, но совершенно иной, нежели музейное собрание или коллекция. Ее основу составляет научная концепция, которая определяет содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспонатов, общее художественное решение. Музейные предметы, организованные в определенном логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать и действовать на посетителей музея эмоционально. На первых этапах формирования экспозиции надо сформулировать цели экспозиции и методы ее построения, пути ее дальнейшего совершенствования, художественную ценность экспонатов и степень их эстетического воздействия. Причем степень влияния экспозиции определяется не, только информативной емкостью коллекции, но и уровнем музееведческих знаний. Это выражается разнообразными средствами и формами подачи экспозиционного материала, который может воспроизводить интерьер, ландшафтную диораму или отображать другие элементы действительности через музейные предметы.

Развитию музееведческих знаний, особенности социально-культурного явления во многом способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в России в послереволюционный период, а после второй мировой войны стали создаваться и в других восточно-европейских странах. В теоретическом обосновании предмета музееведения существуют несколько подходов. Сторонники так называемого институционального подхода считают, что предмет музееведения – это музей как социо-культурный институт. При этом одни ограничивают рамки предмета исследованием только музея и его функции, другие же трактуют предмет более широко, включая в него все музейное дело. Например, согласно взглядам словацкого исследователя И. Бенеша, предмет музееведения составляет совокупность специализированной деятельности, путем которой музейное дело реализует свои социальные функции. По мнению французского музееведа Ж.А. Ривьера, предметом музеологии является изучение истории музеев и их роли в обществе. Распространению институционального подхода во многом способствовало определение музееведения, сформулированное ИКОМ: «Музеология – наука о музеях». Теория коммуникации изучает музей как один из коммуникационных институтов, специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств и форм коммуникации на различные категории посетителей в процессе культурно-образовательной деятельности музеев. Музееведение-это формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения социальной информации, ее познания и передачи с помощью музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.

Вопрос об общественном предназначении музеев как особенность социально-культурного явления имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы социально-культурного музея стала возможной лишь на определенном этапе развития музееведения. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х – начале 1970-х гг. А.М. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс. Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикаций той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием в экспозиции и представленным в ней музейным предметам. Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, баллов.

Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения.

В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, заполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира и природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине XVI в. Термин «музей» се чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется. Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. Завершается процесс формирования музея как социокультурного института. Вначале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.

Музей как особенность социально-культурного явления – имеет свои приоритеты в социально-культурной жизни музееведческой деятельности. Музей, прогрессируя в области культуры, науки, воспитания решает специфические задачи, которые ставятся перед ними обществом. Для определения места музеев в обществе существенное значение имеет понимание их социальных функций, вытекающих из их общего предназначения.

Литература:

  1. Музееведение. Музеи исторического профиля. – М.: Высшая школа, 1988. С.67-68.
  2. Т.Ю.Юренева. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. С. 326-327.
  3. Странский З. Музей, искусство и перспективы развития человечества // Музейное дело. Музей. Культура. Общество. М., 1992. С. 18-19.

 

А.М. Галлемова

Специалист отдела менеджмента музеев и новых технологий

РГП «Ғылым ордасы» КН МОН РК

Материалы торжественного собрания «Музейные коллекции объединяют», посвященного  Международному дню музеев, Алматы, 2014 год

фото: nice-gorod.com