© 2016 Al-Farabi Kazakh National University
Байтенова Н.Ж.,
Нуршанов А.А.

Актуальность темы исследования определяется заметным
усилением влияния исламистского радикализма в современном
мире, что нашло отражение в активизации связанных с ним
общественно­политических организаций, росте их информационно­
пропагандистских возможностей. Эта тенденция на сегодняшний
день является одной из наиболее сложных и трудноразрешимых
проблем, касающихся мусульманского Востока, где практически
повсеместно исследователи отмечают неустойчивость демократий
западного типа и укрепление позиций исламистов во властных
структурах.
Ключевые слова:
исламистские течения, сунна, шииты, вахабизм,
алавиты.
Baitenova N.Zh.,
Nurshanov A.A.
T
he main activities of the new
islamist movements activity
The relevance of the research topic is determined by the visible grow
­
ing influence of Islamist radicalism in the modern world, which is reflected
in activation of the associated socio­political organizations, increasing
their outreach capabilities. Today this trend is one of the most complex
and intractable problems relating to the Muslim East, where the research
­
ers note the fragility of Eastern­style democracy and strengthening the Is
­
lamists position in the government structures.
Key words:
Islamist movements, sunna, shia, wahhabism, alawites.
Байтенова Н.Ж.,
Нуршанов А.А.
Ж
аңа исламдық ағымдар
қызметінің негізгі бағыттары
Зерттеу тақырыбының маңыздылығы заманауи әлемдегі исла­
мистік радикализм ықпалының айырықша күшеюімен байланысты
анықталып, өзара байланыстырушы құрал ретіндегі ақпараттық­
насихаттық мүмкіндіктерінің ілгерілеуі мен қоғамдық­саяси
ұйымдардың жандану үрдісінде айқын көрініс тапқанын көрсетеді.
Зерттеушілер кеңінен атап өткендей батыстық демократиялық
типтің тұрақсыздығы мен исламистердің билік құрылымдарындағы
позициясының күшеюі, бүгінгі күні Шығыстық мұсылман әлеміндегі
анағұрлым күрделі және шешілуі қиын мәселе ретінде қарастырылып
отыр.
Түйін сөздер:
исламдық ағымдар, сүннет, шииттер, вахабизм,
алавиттер.
Ситуация в Казахстане – это формирование новых обще

ственно-политических и социально-культурных реалий, вы

званное крахом коммунистической идеологии и распадом
СССР, обусловили рост национального самосознания и смену
духовных ориентиров в постсоветском обществе, что наглядно
подтверждается примером массового обращения граждан СНГ
к религиозным ценностям и традициям. Этот процесс затронул
и Казахстан. С исчезновением коммунистической идеологии и
атеистических принципов казахстанское общество осталось в
нравственном и духовном вакууме. Началась переоценка цен

ностей, подъем этнического самосознания. На этом фоне про

изошло возрождение религиозной идеологии, которая за отно

сительно короткий срок стала важнейшим элементом культуры
и образа жизни.
Вероучение ислама изложено в священной книге – Коране,
который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку
Мухаммаду через архангела Джебраила (Гавриила). Религия му

сульман покоится на семи догматах. Это вера в единого Бога –
Аллаха, в ангелов, в священные книги, во всех пророков Аллаха,
в конец света, в предопределение, в воскрешение мертвых.
В соответствии с исламским вероучением всё сущее в мире
создано Аллахом и все события, которые были и произойдут
вплоть до конца света, предопределены свыше. Исламский
культ опирается на пять столпов веры: исповедание веры –
произнесение формулы – «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад
пророк его»; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц
рамадан, обязательная благотворительность (закят); паломни

чество в Мекку (хадж). Коран устанавливает также ряд табу –
запрещение употреблять в пищу свинину, пить вино и т.п. Вся
жизнь правоверного мусульманина от колыбели до могилы
регламентируется шариатом – сводом норм исламского права,
моральных и религиозных предписаний.
В начале VII в. н.э. в Аравии, считавшейся в те времена
окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось не

большое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в
течение нескольких десятков лет захватило огромные про

странства – от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего
и Среднего Востока, Северной Африки, Пиренейского полу

ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НОВЫХ
ИСЛАМИСТСКИХ
ТЕЧЕНИЙ
Вестник КазНУ. Серия философия. Серия культурология. Серия политология. No2 (56). 2016
248
Основные направления деятельности новых исламистских течений
острова были на некоторое время объединены
в гигантское государство – Арабский халифат,
подданные которого усвоили принесенную из
Аравии веру.
С течением времени Халифат раздробился
на отдельные самостоятельные государства. По

литическая карта Ближнего и Среднего Востока
неоднократно менялась, некоторые страны реги

она оказывались в зависимости от европейских
держав, однако все некогда покоренные арабами
страны (кроме Испании) до сих пор сохраняют
религиозную общность. Ислам распространился
и в регионах, где арабских завоевателей никогда
не было, например, в Индонезии, в Малайзии, в
некоторых странах Черной Африки, в Поволжье
[1, с. 147].
Сегодня на земле ислам исповедуют около
миллиарда человек. Поэтому ислам наряду с
христианством и буддизмом относится к миро

вой религии.
Основателем ислама был пророк Мухаммад.
Он родился в 570 г. н.э. При создании своего
учения пророк опирался на три основные рели

гии, распространенные тогда в Аравии: семити

ческое язычество (с центром в Мекке), иудаизм
и христианство.
В исламе установлен жесткий принцип еди

нобожия. Мухаммад считал себя только проро

ком Аллаха – но самым последним пророком,
«печатью пророков».
После ряда сражений с мекканцами был за

ключен договор. Они признали власть пророка,
приняли ислам. Но взамен Кааба была признана
главной святыней мусульман, в сторону которой
положено обращаться во время молитвы и куда
каждый верующий хотя бы раз в жизни должен
совершить хадж – паломничество.
Последствия исхода (хиджры) Мухаммада из
Мекки в Медину были столь ошеломляющими
для его сподвижников, что один из преемников
пророка – халиф Омар ввел новое летосчисление
с точкой отсчета со дня хиджры Мухаммада – 16
июля 622 г. Так началась эра ислама.
При Мухаммаде ислам представлял собой
единую, монолитную религиозную систему. По

сле смерти пророка возник вопрос о верховной
власти. Преемники пророка – халифы – должны
были следить за тем, чтобы люди жили в соот

ветствии с Кораном и Сунной (рассказами о по

ступках и высказываниях Мухаммада).
Суннитом является тот, кто признает первых
четырех халифов законными, кто не сомневается
в достоверности хадисов (рассказов о Мухамма

де, входящих в Сунну) и придерживается риту

альных, бытовых и социальных правил согласно
одному из четырех мазхабов – толков. Мазхабы
(шафиитский, ханафитский, маликитский и хан

балитский) различаются между собой в вопро

сах права и в ритуалах, но все они основываются
на канонических сборниках хадисов.
В теологии суннизм – в отличие от шиизма –
не признает возможности посредничества между
Богом и людьми после смерти Мухаммада, отри

цает идею об особом праве Али и его потомков
на имамат, на руководство общиной.
В настоящее время большая часть мусульман
– сунниты. Уже в VII-VIII вв. в исламе начинает
выделяться мистическое направление – суфизм.
Предшественниками суфиев были аскеты – за

хиды.
Первоначально суфии не имели разрабо

танной системы взглядов. Они проповедовали
аскетизм, призывали к частому и исступленному
совершению молитв, которое должно было при

вести людей к «высшему знанию» –познанию
Бога.
Мистицизм стал быстро распространять

ся по всему арабо-мусульманскому миру. По

степенно складывалась идеологическая основа
суфизма, в которой многое было заимствовано
из других религий, из древних верований Вос

тока, из учения гностиков и практики различных
христианских сект. Главным смыслом жизни
для суфиев было приближение к Богу, познание
Бога – вплоть до чаемого слияния с Ним. Была
выработана концепция тарика – пути, ведущего
к этой цели [2, с. 45-46].
Деятельность суфиев не противоречила тра

диционному суннизму. В то же время суфизм яв

лялся идеологией социальных низов Халифата,
недовольных своим положением.
В XII-XIII вв. в суфизме получает распростра

нение концепция единобытия. Бытие Бога ото

ждествлялось с бытием его творения. С этого вре

мени суфизм широко распространяется во всем
мусульманском мире. Главными проводниками
суфизма были дервиши (монашествующие).
С XI в. начинают создаваться суфийские ор

дена; некоторые из них существуют до сих пор.
В суфийских орденах установлена жесткая дис

циплина. Признается власть шейхов (или иша

нов) над другими членами ордена (мюридами).
Суфизм распространился в Южной и Юго-
Восточной Азии, а также в Турции. Суфийские
ордена действуют и в странах Черной Африки.
Усилиями суфиев в исламе распространился
культ святых, которые считаются носителями
высшей благодати. Чаще всего святыми призна

ISSN 1563-0307 KazNU Bulletin. Philosophy series. Cultural science series. Political science series. No2 (56). 2016
249
Байтенова Н.Ж., Нуршанов А.А.
вались суфийские шейхи. Их деяния обрастали
легендами, а места захоронения (мазары) ста

новились объектами паломничества. Однако в
годы жизни Мухаммада, составления Корана и
хадисов Суны о таком культе и речи не было.
В XI в. когда ортодоксальный суннизм не

сколько сблизился с умеренными течениями
суфизма, культ святых (вали) был признан офи

циально. В некоторых районах (например, у бер

беров Северной Африки) он едва ли не оттеснил
на задний план культ Аллаха – такое значение
приобрело почитание святых и их мазаров.
В XVIII в. аль-Ваххаб и его сторонники –
ваххабиты, стремясь вернуть исламу первоздан

ную чистоту, стали выступать против мирских
развлечений, а также против посредников-ду

ховников во взаимоотношениях с Аллахом. Их
идеологией стал суровый аскетизм и строгий
монотеизм.
Ваххабиты энергично боролись против все

го, что противоречило их убеждениям, в том
числе против почитания святых мест, которых
много было в Северной Аравии – основной зоне
их действий. Выступив под лозунгом джихада,
ваххабиты разгромили ряд аравийских городов,
включая Мекку (где они изуродовали даже свя

щенный Черный камень в храме Кааба) [2, с. 49].
В Аравии вначале XII в. ваххабиты основали
эмират; потомки его главы Сауда правят в Сау

довской Аравии и поныне.
Со временем ваххабизм в Саудовской Ара

вии стал более умеренным. Святыни Аравии
восстановлены и находятся под защитой госу

дарства.
Однако ваххабиты не отказались от распро

странения своего учения вооруженным путем.
Наиболее ярко это проявилось в Афганистане,
где ваххабиты разрушали мазары местных свя

тых и вступали в непримиримую борьбу с ши

итами.
После смерти Али политическая оппозиция
омейядам приобрела характер религиозно-сек

тантского движения, противостоявшего сунниз

му. В дальнейшем из этой секты развился ши

изм. Его основой стал тезис об исключительном
праве на власть потомков пророка над правовер

ными.
Шииты верят, что Мухаммад, наделенный
Божественной благодатью, передал ее своим по

томкам. Для шиитов важна святость не только
пророка, но и Али, авторитет которого базиро

вался и на его личных качествах. Али в некото

рых сектах почитается не менее, чем пророк. По

лучила распространение легенда, что архангел
Джебраил просто перепутал Мухаммада и Али,
так как они были очень похожи…
В соответствии с этими принципами у шии

тов сложилось представление о святых имамах.
Имамом может быть только алид – потомок про

рока из линии Али. Обычно шииты насчитывают
двенадцать святых имамов. Благодать передава

лась от Али через Хусейна и Хасана (сыновей
Али от Фатимы), их детей и внуков, вплоть до
некоего Мухаммада, который в IX в. исчез (но не
умер). Считается, что он явится вновь к людям в
виде Махди (мессии) и создаст царство истины и
справедливости.
Шииты создали свой кодекс священных тек

стов. Они признают канонический текст Корана.
Однако они не удовлетворены тем, что в этой
книге не отражена роль Али (существуют даже
шиитские версии Корана с добавлением главы
«Два светила», в которой Мухаммад и Али по

ставлены рядом) [3].
Шииты верят, что истинный текст Корана
явится вместе с Махди. Сторонники этого те

чения признают значительную часть хадисов
Сунны, особенно те, что приписываются лицам,
близким к Али и алидам. Шииты создали и соб

ственные предания – хабары (ахбары). Их собра

ния являются у шиитов законным источником
исламского права наряду с Кораном.
У шиитов особую роль играет культ сына
Али – Хусейна. Верующие ежегодно вспомина

ют о мученической смерти внука пророка, вы

ступившего против омейядов (он был растерзан
на части, ибо никто не хотел брать на себя лич

ную ответственность за это убийство). В ходе
ритуала многие фанатики подвергают себя само

истязаниям, следуя за колесницей с изображени

ем мученика. Так они приобщаются к святости
пострадавшего за веру имама. Крайности этого
ритуала (шахся-вахся) иногда приводили к смер

ти верующих.
После смерти Хусейна шииты окончательно
утратили возможность передать власть алидам.
Шиизм перешел отныне нa положение оппози

ционной доктрины. Шииты не раз предприни

мали с тех пор попытки выйти на политическую
арену: в Египте при Фатимидах, в Йемене, в се

февидском Иране. Однако вне этих (обычно кра

тковременных) oбpaзований шииты оставались
гонимым меньшинством. Была установлена ор

ганизационная структура шиитской общины с
огромной ролью духовного главы общины, ко

торый говорил от имени скрытого имама.
Будучи гонимыми, шииты всё более спла

чивались вокруг своих духовных вождей, слова
Вестник КазНУ. Серия философия. Серия культурология. Серия политология. No2 (56). 2016
250
Основные направления деятельности новых исламистских течений
которых они считали истиной в последней ин

станции. В результате резко возросла роль ши

итских улемов (по cpaвнению с суннитскими).
Претендуя на право говорить голосом скрытого
пророка, шиитские улемы (особенно наиболее
почитаемые из них – муджтахиды – обладавшие
авторитетом набожности, знания и благочестия)
играли чуть ли не большую роль, чем государ

ственная администрация.
Среди гонимых шиитов (как и в некоторых
суннитских сектах) получила широкое распро

странение практика мысленной оговорки, позво

лявшей скрывать истинные убеждения. В шиит

ском шариате (в отличие от суннитского) особое
внимание уделено методу толкования исламско

го права авторитетным муджтахидом.
Важную роль в организации шиитов играли
алиды. Они воспринимались в качестве предста

вителей особого сословия, наделенного высшей
благодатью и поэтому имевшего особые приви

легии. Представители этого сословия – сейиды
– имели даже особую одежду (зеленое платье –
цвет пророка – и черный тюрбан). Все влиятель

ные среди шиитов лидеры стремились доказать
свое отдаленное (подлинное или мнимое) род

ство с алидами, отчего неизмеримо возрастали
их престиж и влияние.
Основная часть шиитов почитает двенадцать
святых имамов, включая скрытого. Большин

ство приверженцев этого направления в исламе
живет в Иране. Шииты составили немалую долю
участников восстания, приведшего к падению
омейядов, не раз вовлекались и в другие соци

ально-политические движения, сотрясавшие ис

ламский мир.
Иран, сохранивший этническую и вероиспо

ведную особость, на протяжении веков оставался
центром как религиозной, так и этнической и по

литической оппозиции Арабскому халифату [3].
С воцарения династии Сефевидов (1502)
умеренный шиизм установился в Иране в ка

честве государственной религии. Шахи из этой
династии происходили от основателя шиитского
суфийского ордена Сефевийя. По мере упадка
династии и особенно при последующих дина

стиях религиозные лидеры шиитов всё опреде

леннее стали подчеркивать, что власть шахов –
лишь временное правительство, существующее
до прихода Махди. Это положение было даже
внесено в иранскую конституцию 1905 г.
В ХХ в. ряд религиозных иранских лидеров,
недовольных прозападными реформами шахско

го режима, заняли антиправительственные пози

ции. Среди улемов и муджтахидов выделились
те, что благодаря исключительной набожности,
знаниям и авторитету получали почетное наиме

нование аятолла (знамение Аллаха). Пользуясь
поддержкой населения, они порой не без успеха
вели борьбу против pазличных нововведений и
иноземного влияния. Деятельность таких ая

толл, как Хомейни и Монтазери, привела к свер

жению власти шаха и установлению исламской
республики (1979) [1, с. 178].
Имамитский шиизм был той базой, на кото

рой сформировались многие течения и секты.
Как правило догматические расхождения между
ними сводились к спорам о количестве почитае

мых имамов. Однако нередко такие споры при

водили, впрочем, и к более существенным рас

хождениям.
Одной из крупнейших шиитских сект явля

ются исмаилиты. Ее возникновение связано с
расколом среди шиитов в середине VIII в.
Большинство шиитов признало седьмым
имамом Мусу аль-Казима (сына Джафара ас-
Садика). Однако часть шиитов считала наслед

ником имамата старшего сына Джафара, Исмаи

ла, а после смерти последнего в 762 г. – его сына
Мухаммада Ибн Исмаила. Последователей этого
направления в исламе и стали называть исмаи

литами.
После смерти Мухаммада ибн Исмаила про

изошел новый раскол. Одни считали его по

следним (седьмым) имамом и ожидали его воз

вращения. В конце IХ в. эта ветвь исмаилитов
получила название кармиты. Другая ветвь исма

илитов признала имамат одного из сыновей Му

хаммада Ибн Исмаила. В начале Х в. их стали
называть фатимидскими исмаилитами. Посколь

ку обе ветви хранили имя имама в тайне, долгое
время не было особой разницы между ними.
Исмаилитские даи (миссионеры) развернули
широкую пропаганду своего учения – от имени
скрытого имама. К концу IX в. исмаилиты име

ли много приверженцев в Южном Ираке, Ху

зиристане, Хоросане, Бахрейне, Сирии, Египте,
Йемене, Магрибе. Под лозунгом исмаилитов в
Магрибе к власти пришла династия Фатимидов
(909-1171 гг.), претендовавшая на происхожде

ние от Али и Фатимы (дочери пророка Мухам

мада). В Х-XII вв. Фатимидский халифат подчи

нил себе Магриб, Египет, Сирию, Палестину.
В это же время среди исмаилитов произошел
ряд расколов. Первый случился в 1021 г., после
смерти халифа аль-Хакима. Тогда появилась
секта хакимитов (друзов), обожествившая аль-
Хакима и ожидавшая его возвращения. Их цен

тром стал Ливан.
ISSN 1563-0307 KazNU Bulletin. Philosophy series. Cultural science series. Political science series. No2 (56). 2016
251
Байтенова Н.Ж., Нуршанов А.А.
Гораздо более значительный раскол про

изошел после смерти халифа аль-Мустансира в
1094 г. Исмаилиты разделились на низаритов и
мусталитов.
Низариты преобладали в Ираке и других
странах Востока, не входивших в Фатимидский
халифат, мусталиты – на западе арабского мира,
в Египте и в других странах, подчиненных Фати

мидам. Деление на низаритов и мусталитов со

храняется среди исмаилитов и поныне.
В Египте и Магрибе исмаилизм довольно
быстро исчез. Религиозный центр мусталитов на
500 лет переместился в Йемен. Широкое распро

странение их учения в Индии привело к переме

щению в ХVII в. религиозного центра исмаили

тов-мусталитов в Гуджарат. Тогда же произошел
дальнейший раскол на даудидов, перебравшихся
в Индию, и сулейманитов, оставшихся в Йемене.
Между этими двумя ветвями нет догматиче

ских расхождений. В настоящее время общины
мусталитов существуют в ряде стран Азии и Аф

рики. Резиденция их духовного лидера (даи аль-
мутлак) находится в г. Суруте (Индия).
Основная мacca низаритов действовала в
горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана.
В конце IX в. они создали государство с центром
в городе Аламуте (Иран), просуществовавшее до
середины XII в. Основатель государства Хасан
ибн Саббах изложил свои политические и соци

альные взгляды в учении «Новый призыв» (в от

личие от фатимидского «Старого учения»).
В практике политической борьбы низариты
широко применяли террористические методы. В
настоящее время низариты (ходжа) живут в 20
странах Азии и Африки. Резиденции Ага-хана –
их духовного правителя – находятся в Индии и
Кении.
Исмаилиты признают семь стадий эманации
«высшего мира», которым соответствуют семь
пророческих циклов «малого мира». Последний,
седьмой цикл будет отличаться пришествием
последнего великого пророка – Каима.
Фатимидские исмаилиты разработали стро

гую систему иерархии религиозных чинов. По
этой системе лишь трем высшим степеням до

ступно истолкование «внутренней» доктрины.
Основная масса верующих редко поднимается
выше третьей ступени.
Одной из крайних шиитских сект являются
алавиты (нусайриты). Ее основателем считается
Мухаммад Ибн Hycaйp (умер в Басре около 883
г.). Будучи приверженцем одиннадцатого шиит

ского имама, аль-Хасана аль-Аскари (умершего
в 873 г.), Мухаммад Ибн Нусайр стал проповедо

вать учение о божественности этого имама, про

роком и посланником которого он себя считал.
Нусайриты называют его бабом (вратами) аль-
Хасана аль-Аскари.
Учение алавитов представляет собой эклек

тическое смешение элементов шиитского вероу

чения, христианства и дохристианских астраль

ных культов. Согласно учению алавитов, Бог
является воплощением трех ипостасей (Смысл,
Имя, Врата), которые периодически воплощают

ся в пророках.
Как и многие другие шиитские секты, ала

виты признают переселение душ (танасух), от

вергают некторые обряды и моральные запреты
ислама. Они обожествляют Иисуса, почитают
христианских апостолов, справляют христи

анские праздники (Рождество, Пасху). Вместе
с этим в учении секты сохраняются элементы
астральных культов (почитание Солнца, Луны,
звезд).
Алавиты делятся на две категории: непосвя

щенных (амма) и посвященных (хаоса). Послед

ние имеют свои священные книги, которые они
толкуют аллегорически, не раскрывая их тайный
смысл профанам. Алавитские имамы отправля

ют культ по ночам в часовнях (кубба), располо

женных на возвышенных местах [4].
В Сирии алавиты составляют значительную
часть населения (около миллиона человек) и
играют значительную роль в жизни страны. К
этой секте принадлежали покойный президент
Хафез аль-Ассад и многие другие члены сирий

ского руководства.
В горных районах Ливана и Сирии сосре

доточена группа населения (около 500 тысяч
человек), принадлежащая к шиитской секте
друзов. Название секты проходит от имени Да

рази (XI
в.), находившегося на службе у исмаи

литского халифа в Египте аль-Хакима. Дарази
выдвинул тезис о божественности аль-Хакима,
который стал одним из главных догматов дру

зов. Проповедь Дарази не нашла поддержки в
Египте, но получила одобрение у сиро-ливан

ских горцев [5].
Главным создателем религиозной доктрины
друзов был Хамза (XI в.). Друзы считают его по

следним воплощением Мирового Разума.
Учение друзов носит эзотерический харак

тер: его знает лишь часть общины, которая назы

вается уккаль (разумные); остальные называют

ся джуххаль (неведающие). В число последних
могут входить и люди, занимающие высокое
общественное положение: крупные землевла

дельцы, чиновники, офицеры и т.п.
Вестник КазНУ. Серия философия. Серия культурология. Серия политология. No2 (56). 2016
252
Основные направления деятельности новых исламистских течений
Только разумные собираются для соверше

ния богослужения в ночь с четверга на пятницу,
в специальных культовых сооружениях (хальва).
В число разумных входят совершенные (аджа

вид), являющиеся высшими религиозными авто

ритетами друзов.
Религиозные догматы друзов близки к ис

маилитским. Друзы верят в возможность вопло

щения Бога и Божественных эманаций (разум,
душа, слово) в человеке. Они верят также в пере

селение душ.
Друзская община Ливана, а также Прогрес

сивно-социалистическая партия (существующая
с 1949 г.), массовую базу которой составляют
друзы, играют значительную роль в обществен

но-политической жизни Ливана [6].
На исходе ХХ в. в исламе наметились три
взгляда на роль веры в жизни людей и на ее об

щественно-политическую роль. Это традицио

нализм, фундаментализм и модернизм.
Традиционалисты отвергают попытки пере

смотра исламской догматики. Они настаивают
на вечном и неизменном характере учения про

рока, опасаясь, что отказ от части религиозных
догм подорвет всё здание ислама [1, с. 125].
Традиционализм наиболее распространен
в монархиях Персидского залива. Традициона

лизм стал основой мировоззрения умеренной ча

сти братьев-мусульман (международной ислам

ской общественно-политической организации).
Фундаменталисты провозглашают неизмен

ность догматики ислама, требуют буквального
принятия содержащихся в Коране пророчеств и
общественных норм, настаивают на строгом и
неукоснительном исполнении всех законов ша

риата.
Фундаментализм стал идеологией автори

тарного режима в Иране, где власть обрели ра

дикально настроенные представители шиитско

го духовенства.
К фундаментализму суннитского толка тя

готеет Саудовская Аравия. Представители сун

нитского фундаментализма пришли к власти в
Афганистане. В других исламских странах про

водником фундаментализма является радикаль

ная часть братьев-мусульман, которая прибегает
для достижения своих целей и к террористиче

ским методам.
Модернизм в исламе явился одним из спосо

бов приспособления исламского учения к новым
общественно-историческим и социально-по

литическим условиям. Модернизм в различных
странах приобретал различные формы.
Это и соединение ислама с современной
рыночной экономикой – исламская демократия
(Пакистан). И попытки соединить установки
ислама с социализмом – исламский социализм
(Ливия). Наиболее распространенной формой
модернизма стало установление контроля свет

ского государства над исламским духовенством
и культом (в Турции, Тунисе, Алжире, Сирии и
ряде других стран).
Итак, ислам показал себя одной из наиболее
значительных сил среди мировых религиозных
систем. Его сила состояла и состоит в том, что
он пронизал все поры мусульманского обще

ства, определил характер социально-экономиче

ских отношений, культуру и быт правоверных.
Духовная жизнь в странах ислама протекает в
рамках ислама, остается исламской как, по сути,
так и по форме.
Как бы далеко ни ушли от первоначального
учения Мухаммеда те или иные секты или тол

ки, выступать против ислама в странах, где он
признан государственной религией, нельзя ни
прямо, ни даже косвенно.
Таким образом, сила ислама не в количе

стве его адептов, а в его идейно-институцион

ной слитности (несмотря на наличие огромного
числа направлений, течений и сект), в той без

условной солидарности правоверных, основы
которой были заложены еще Мухаммадом. Ис

лам и сегодня живая, развивающаяся религия,
которая активно вторгается в социально-поли

тическую жизнь исламских стран и в мировую
политику.
Литература
1 World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern
�orld. – Oxford
University Press, 2001. – 277 p.
2 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. – Л., 1966. – 398 с.
3 Васильев А.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). – М., 1983. – С. 167.
4 Социально-политические представления в исламе. История и современность. – М., 1987. – С. 34-36.
5 Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: Сборник статей. – М., 1982. – 158 с