В современном, трансформирующемся под воздействием глобализационных процессов, мире становится сложным сохранить самобытность национальной культуры. Данное обстоятельство становится серьезной угрозой для культурной самоидентификации этносов. Одним из самых действенных методов предотвращения подобных проблем – является возрождение и распространение элементов национальной культуры у представителей последующих поколений.
Исследователи казахского быта XIX века отмечали, что казахи — заботливые и нежные родители, а казахские дети сильны, выносливы и проворны. Казахи редко наказывали детей, как в младенчестве, так и в более позднем возрасте [1, 318с]. Народная мудрость гласит: «Воспитай сына и воспитаешь мужчину, воспитай дочь и воспитаешь целый народ». Казахи издревле обозначали важность вопроса о воспитании детей, в особенности девочек. Отношение родителей и родственников к незамужней девушке нередко более заботливое, чем к мальчикам. Она, как бы находится в статусе гостя в своей семье, а, следовательно, должна быть наделена большим вниманием и любовью, чем мальчики, которые останутся в роде отца и будут наследовать его имущество [2, 318с].
Как и во многих традиционных культурах, возрастная периодизация имеет следующую структуру:
1 этап – детство. В детском возрасте, ребенок-девочка воспитывается наряду с мальчиком, не имея при этом особых различий, кроме как в одежде и прическе.
2 этап – юность. Пройдя возрастной этап – мушел, который приходит к 12-13 годам, девушка полноправно считается взрослой.
3 этап – зрелость. Основной период жизни, в котором женщина становится матерью, женой, хранительницей очага.
4 этап – пожилой возраст.
На первом этапе, не выделяются особенности воспитания по половому признаку. В отношении ребенка проводятся обычаи и традиции, которые в основном выполняют детальную роль, нежели сам ритуал.
На втором этапе начинается непосредственное вовлечение ребенка в бытовую среду. Мать и другие взрослые женщины приспосабливали девочку к домашнему труду, ею выполнялись такие женские работы, как приготовление пищи, стирка, уборка, обработка шерсти, также девочек начинали обучать ремеслу. В казахских семьях нередко рожали по несколько детей, и если в семье были и мальчики, и девочки, то в обязанности девочек входил еще и уход за младшими братьями и сестрами, они укладывали их спать, играли с ними, кормили, умывали. В этом возрасте, как мальчикам, так и девочкам проводились специфические по половому признаку обряды.
Казахи, согласно мусульманскому вероисповеданию, своим сыновьям обязательно делали обряд обрезания и по этому поводу устраивали сундет той. Обрезание делалось, когда мальчики находились в нечетном возрасте – 3, 5 или 7 лет. Примерно в этом же возрасте (около 7–8 лет) девочкам переставали брить голову и начинали отращивать волосы, а тулым вплетали в косички. Момент первого заплетания кос девочке имел особое значение. По этому поводу устраивали небольшое угощение, а первый раз заплести волосы в косы просили добрую, многодетную женщину, славившуюся своим мастерством в ведении хозяйства и в домашних ремеслах.
Достигнув возраста 12-13 лет, девочки проходили возрастной рубеж «мушел». С этого момента детство заканчивается и начинается углубленное воспитание, а именно подготовка девушки к браку. Не смотря на столь юный возраст, к 13-15 годам девушка была уже способна к репродуктивности и, исходя из традиционных представлений, могла выйти замуж.
По данным переписи казахского населения 1897 года, в северных областях была зарегистрирована выдача замуж 355 девочек до 10-летнего возраста; 1045 начали семейную жизнь в 10–12 лет; 4225 вышли замуж в 13–14 лет; 19 354 — в 15–16 лет [3, 30c]. В этом возрасте взрослыми женщинам проводится особый контроль над поведением девушки, сохранением этических норм. Если же девушка с детских лет была обучена к домашнему труду и помогала в этом матери, то ее начинают более активно привлекать к быту. К возрасту 13-14 лет девушка полностью обучалась навыкам ведения хозяйства и ухода за детьми. Меняется и внешний облик девушки, от прически до одежды и украшений.
На 3 этапе уже сформировавшаяся женщина, жена, мать и хранительница очага находится на пике репродуктивности и ее главной обязанностью в этот период является произвести на свет как можно больше потомства. В этом возрасте, женщина сама начинает давать воспитание своим детям и детям родственников.
На 4 этапе женщина получает социальный статус «байбише». Это очень уважаемый возраст, когда женщина находится в числе старшин семьи. Управляет делами семьи и рода. Занимается воспитанием не только молодых, но и взрослых девушек и женщин.
На каждом этапе своей жизни женщина получает мудрые советы, хорошее воспитание от родителей и родственников, чтобы в дальнейшем и сама могла обучить своих детей. В этом вопросе очень важную роль имеет основательное получение воспитания с самого малого возраста.
Мною выбрана одна из сложных, но актуальных на сегодняшний день тем. В своей статье я бы хотел осветить важность воспитания девочек. Именно с малого возраста закладывается фундамент успешного становления личности. Народная мудрость гласит: «Баланы жастан…», что в переводе означает: «Ребенка смолоду…». Наши предки следовали этой мудрости и воспитывали достойных дочерей казахского народа.
Сегодняшняя молодежь, под влияние западных ценностей теряет облик носителей национальной казахской культуры. Традиционные этические нормы и ценности больше не являются приоритетными в культуре поведения. Теряют значение такие основные понятия казахского менталитета, как «честь», «гордость», «достоинство», «целомудрие». Еще одним усугубляющим положение фактором является трансформация культурных ценностей провинциальной молодежи, приехавшей в «город». Так как в сельской местности, из-за недостаточного присутствия современных коммуникаций, процесс глобализации продвигается очень медленно, в «селе» возможность сохранить элементы традиционной казахской культуры намного выше, чем в городе, с большой урбанизацией. При прочном формировании и оседании ценностей традиционной казахской культуры у девочек в раннем возрасте, запускается механизм преемственности поколений. Сегодняшний ребенок завтра становится матерью, а одна из первых и основных школ – это мать.
На сегодняшний день, в учреждениях дошкольного и среднего образования предпринимаются меры по воспитанию нравственности девочек. В школах города Алматы функционирует клуб «Ақжүніс», который создан при поддержке отдела образования и Дома школьников города. В настоящее время проводица практическая работа по ознакомлению с традиционными элементами культуры казахского народа, такими как кройка, шитье, готовка. В учреждениях дошкольного образования проводятся занятия по нравственному воспитанию, которые включены в сетку занятий.
В распространении казахской культуры среди казахстанских девушек принимают участие неправительственные организации. В августе прошлого года в Астане появился институт культурно-нравственного воспитания «Қазақ қызы» «Мы сейчас видим, что у наших казашек есть какое-то недопонимание, и мы сейчас хотим пропагандировать нашу культуру, возродить наши традиции. Нужно нашим девочкам с малых лет прививать любовь к труду, любовь к своей культуре. Наша миссия — пропаганда казахских традиций, мы хотим сформировать образ казахской девушки. Мы находимся на стыке Европы и Азии, и девушка Казахстана должна сочетать в себе все эти качества», — отметила директор пиар-службы и связей с общественностью общественного объединения «Қазақ қызы» Зарина Ахметжанова.[4]
Заключение
Мною был рассмотрен вопрос о воспитании девочки-казашки, роль в сохранении национальной казахской культуры путем преемственности поколений, а также выявлены причины и следствия своевременного контроля по данному вопросу. Наличие практических мероприятий, приведенных выше, свидетельствуют об актуальности данной темы. Проведенный анализ осуществлялся в рамках казахской культуры, однако предполагается, что данная модель будет практична по аналогии и в других этнокультурах.

Использованная литература

1. И.В. Стасевич (МАЭ РАН). «Девочка, девушка, женщина в традиционном обществе казахов. Специфика воспитания и место в социальной структуре». Рахмат-наме: Сборник статей к 70-летию Р. Р. Рахимова, 2008. – 318с.

2. И.В. Стасевич (МАЭ РАН). «Девочка, девушка, женщина в традиционном обществе казахов. Специфика воспитания и место в социальной структуре». Рахмат-наме: Сборник статей к 70-летию Р. Р. Рахимова, 2008. – 318с.

3. М. М. Усенова, Семья и религия (Алма-Ата, 1986), с. 30

4. Материал сайта tengrinews.kz (http://tengrinews.kz/strange_news/institut-nravstvennogo-vospitaniya-kazak-kyizyi-poyavilsya-260860/)

Озанов А.Қ.
студент КазНУ им. Аль-Фараби, г.Алматы