Весенний праздник Наурыз отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия. Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. Точная история Наурыза не известна. Ученые на сегодняшний день предполагают, что, скорее всего, этот праздник уходит корнями в зороастрийские и языческие времена.

Исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары — «Нардуган», а древним грекам он был известен как «Патрих», Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл.

Стоит отметить, что в  Атырауской и Мангистауской областях праздновать Наурыз начинают с 14 марта. Традиционным элементом этого праздника является обряд «көрiсу». В этот день молодые люди и дети отдают дань уважения старшим, приходят к ним в гости с пожеланиями добра и счастья, обмениваясь теплыми рукопожатиями, обязательно обеими руками. Также принято приветствовать друг друга словами «Жыл құтты болсын!», что означает «С новым годом!»

В старые времена люди считали, что чем богаче будет проведен Наурыз, тем благополучнее пройдет следующий год. Чем обычно накрывали праздничный дастархан и чем угощали гостей в кочевых юртах наши предки? Гостя не принято было отпускать без угощения, даже если он зашел всего лишь на минуту. Гостеприимно встретить гостя — древняя традиция казахов, которая сохраняется и по сей день во многих семьях.  Главным блюдом на праздник Наурыз является традиционное блюдо Наурыз коже,в котором должны обязательно присутствовать семь компонентов: мясо, жир, курт, иримшик, пшеница, лук, соль. В эту цифру заключен глубокий смысл, она символизирует дни недели, т.е. временные единицы бесконечности нашей вселенной. И с этой цифрой связаны некоторые обряды и ритуалы. На праздновании напротив аксакала принято ставить 7 чаш, наполненных наурыз-коже. И каждый во время Наурыза должен обязательно посетить 7 домов и пригласить к себе в дом 7 гостей.

Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.

По древним сказаниям казахов, накануне Нового Дня, днем и ночью по земле ходит старик Қыдыр Ата, белобородый старик, одетый в белые одежды, который посылает людям счастье и благоденствие.

В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.

Трапеза происходила в полдень, до и после которой мулла читал молитвы в память предков. По завершении трапезы старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семью.

Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. В аулах ставили качели «Алтыбакан».

Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш» («Навстречу друг другу») и «Аудары-спек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без состязаний в национальных видах спорта — казахша курес, тогуз кумалак, лошадиные скачки (байга). И не только юноши, но и девушки участвовали в играх. В народной забаве «Кыз-Куу» девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебное торжество.

День заканчивался айтысом — представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия

Современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный Наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

Сегодня «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Наурыз одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.

 

https://www.zakon.kz/4849400-nauryz-2017-kak-prinjato-prazdnovat.html