История музыки — это своего рода наука, так как по методу она связана с логикой исторического процесса. Каждое музыкальное явление рас­сматривается ею в пространстве и во времени. Лишь с этих позиций мы можем объективно оценить значимость творчества как отдельных композиторов, так и целых музыкальных направлений и стилей.

Эволюция музыкального искусства является ярким свидетельством эволюции человеческого духа. Благодаря своей глубине и непосред­ственности именно музыка является первичным выразителем тех ду­ховных ценностей, которые позже находит свое выражение в словах, линиях, красках.

Историческое становление музыки как содержательного искусства можно условно разделить на четыре этапа.

  1. Магический этап. Он характеризуется ос­воением и использованием в прикладных целях экстатической приро­ды музыкального звука, способного приводить первобытного челове­ка в состояние транса или экстаза. Этот наиболее древний вид звукотворчества дожил до наших дней и существует сейчас в практике современного шаманизма и музыкальных композициях отдельных рок-групп.
  2. Мистический этап. Он характеризу­ется тем, что человек уже вполне научившись различать отдельные эле­менты музыкального языка: соотношение тонов по высоте, пропорции интервалов, ритмические формулы напевов стал рассматривать их как некие мистические аналоги глубинным тайнам Вселенной. Именно так воспринимали природу музыки жрецы в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае.
  3. Этический этап. Музыкальная деятельность в этот период рассматривалась как некая «гимнастика ду­ши», способная развивать у человека то или иное нравственное нача­ло. Наиболее последовательное и яркое воплощение этот этап полу­чил в античной музыкальной культуре и песнопениях ранних христи­ан.
  4. Эстетический этап становления музыкально­го искусства связан с профессионализацией исполнительской и ком­позиторской деятельности, когда музыка освобождается от приклад­ного использования и имеет целью лишь доставление слушателям эсте­тического удовольствия. Исторически этот этап можно отнести к на­чалу европейского Возрождения.

Разумеется, изложенная схема — всего лишь условность. В реаль­ном музыкально-историческом процессе все обстояло гораздо слож­нее и неоднозначнее. В одно и то же время могли сосуществовать черты нескольких этапов, но в различных пропорциях.
Первые жанрово-стилевые системы оформились на следующем после первобытно-общинного строя историческом этапе развития музыки – в массово-бытовых и древних культовых, обрядовых жанрах.
Определенная жизненная функция, прикладной характер этих жанров, тесная их связь с деятельностью человека повлияли на формирование их образного строя, определили их стилистические и композиционные черты.

“Генетические” связи объединяют массово-бытовые и культовые, обрядовые жанры с возникшими на более позднем историческом этапе жанрами профессиональной музыки (театральными и концертными), которые отразили более высокую ступень развития музыкального сознания.

Сложившиеся в музыкально-исторической практике жанры эволюционировали, откликаясь на эстетические идеи времени, отражая национальное своеобразие композиторских школ, находя индивидуальное претворение в творчестве композиторов. В связи с исторической необходимостью возникали одни жанры и сходили с исторической арены другие.

Процесс эволюции жанров подчиняется принципу “волны”: зарождение элементов нового жанра в недрах существующей жанровой системы, его отделение в самостоятельную жанровую систему, ее стабилизация в определенную историческую эпоху или в творчестве определенного композитора, достижение кульминации в развитии жанра и растворение жанра в   другой (синтаксической) жанровой системе или исчезновение жанра на определенный исторический срок.

Процесс эволюции жанров включал периоды постепенного накопления новых качеств в жанре и этапы переосмысления, трансформации жанра (показательна, например, история развития жанра прелюдии).

В процессе исторического развития жанры взаимодействовали, обменивались стилистическими и композиционными средствами, в результате чего возникали синтетические жанры. В XIX-XXвв. синтетические жанры образовывались в пределах музыкального искусства (вальс-каприс, вальс-фантазия, фантазия-экспромт и др.), а также на рубеже разных видов искусства: музыки и литературы, живописи, скульптуры, архитектуры. В ХХв. развитие жанров получило мощный импульс, благодаря достижениям науки и техники.

Примеры синтетических жанров:

  1. Музыка + литература: инструментальная баллада (Шопен), симфоническая поэма (Лист), сказка (Метнер), легенда (Прокофьев), афоризмы (Шостакович).
  2. Музыка + живопись: в эпоху романтизма появились программные музыкальные произведения под впечатлением картин художников, например:
    Ф. Лист “Обручение” по Рафаэль Санти “Обручение Марии”
    М.П. Мусоргский “Картинки с выставки”
    М. Чюрленис (художник и композитор) – картины: Соната солнца, Фуга и др.
    В ХХв. возникло целое направление в искусстве, называемое музыкальной графикой, в которой объединились музыка и абстрактная живопись: абстрактные картины, построенные по законам музыкальной композиции (например, серийной), являются одновременно и произведениями изобразительного искусства и …текстом(!) для музыкальной (исполнительской) интерпретации, картины художников:
    П. Клес “Фуга в красном” (1921), “Старинные аккорды” (1925)
    П. Мондриан “Композиции” (1917-28), “VictoryBoogie-Woogie” (1944)
    Эрл Броун “Декабрь 1952”.
  3. Музыка+архитектура: Ф. Лист “Часовня Вильгельма Телля”
    Я.Ксенакис (композитор и архитектор ХХв.) создал павильон “Филипс” на Брюссельской выставке 1958г. на основе композиции своего музыкального произведения “Метастазис”
  4. Музыка+наука+техника: светомузыка – А. Скрябин Поэма огня “Прометей”;
    киномузыка, теле музыка, радио музыка – фильм-балет, фильм-опера, радио оратория, музыка к телефильмам и телеспектаклям;
    электронная, магнитофонная музыка — новые виды музыки с использованием вместо традиционных инструментов разнообразной аппаратуры – генераторов, синтезаторов, магнитофонов и др.

Итак, в эволюции жанров можно обнаружить две тенденции:

  1. Развитие жанра “изнутри” — за счет совершенствования выразительных средств жанра, что ведет к сохранению индивидуальной неповторимости жанра, обогащению его образной сферы.
  2. Развитие жанров за счет их взаимодействия, что ведет к синтетическим жанрам.

Многозначное понятие культуры, изучение которой опирается на знания из областей целого ряда наук, поскольку существующие механизмы культурологического исследования на сегодняшний день до конца не отрефлексированы, дает толчок  построению некой системы взаимосвязанных действий. По моему мнению, подобная система помогала бы более точно отображать взаимодействие социума и культуры. Исходя из того что музыкальное искусство является структурной единицей любой культуры, подчиняется законам общественного развития и отражает основные социальные преобразования эпохи, попытаемся структурировать методы исследования музыкального искусства через анализ существующих взаимосвязей социальных потребностей эпохи с функционированием жанров музыкального искусства.

Пристальное внимание к жанру не случайно, т.к. именно он, включая в себя социальные, исторические и культурные категории, является концентрированным продуктом искусства и вместе с тем неким «культурным отражателем» времени. Таким образом, обращаясь в исследовании к жанру искусства, используя его в качестве инструмента анализа  явлений культуры, попытаемся проследить и изучить динамику его развития.

Известно, что один из основных стимулов развития общества основан на удовлетворении различного рода потребностей. Потребности формируются в обществе и способствуют появлению целого ряда способов их удовлетворения. Например: потребности человека в еде, сне, месте проживания и т.д. Особое место занимают духовные потребности человека, которые выражаются в созерцании прекрасного, в стремлении к душевной гармонии, в изучении внутреннего мира человека.

Творческие люди создают произведения искусства, которые всегда представляют собой какой-либо жанр. Понятие жанра встречается во всех видах искусства. Жанровое многообразие обусловлено тем, что в музыке, литературе, живописи произведения отражают различные стороны действительности и имеют различные задачи и назначения. Процесс жанрового обновления отличается постоянной активностью, поскольку обусловливающие его социальные, исторические, культурные, эстетические факторы неисчерпаемы, как «сама вечно изменяющаяся и обновляющаяся жизнь, которая питает собою искусство».

Предпримем исторический экскурс, за отправную точку которого условно выберем эпоху Средневековья. Следует отметить, что в своих монументальных исследованиях, посвященных культуре эпохи Средневековья, историк А.Я. Гуревич особое внимание обращает на неразрывную связь культуры и социальных отношений: «…любые социальные движения – это движения людей, мыслящих, чувствующих существ, обладающих определенной культурой, впитавших в свое сознание определенные идеи». Как известно, в то время господство церкви диктовало определенные требования к человеку. Манера поведения, способ мышления, ведение быта мотивировались идеалами и ценностями социальной среды, утвержденными и закрепленными церковными догмами. Строгие правила не приветствовали какого-либо отклонения от норм, больше того, всякое изменение воспринималось как начало краха, которое, по мнению А.Я. Гуревича, «неминуемо приведет к упадку». Понятия личности, индивидуальности, зародившиеся в эпоху античности, в Средние века были на грани исчезновения. Выделить свое «Я» из доминирующего коллективного сознания средневековому человеку было непросто. Ведь, как известно, через принадлежность к коллективному сознанию человек приобщался к ценностям, господствовавшим в данной социальной среде. Данные общекультурные условия  нашли свое отражение в искусстве.

В то же время надо отметить, что в противовес общепринятому искусству, поддерживаемому церковью, существовало искусство бродячих поэтов-певцов – вагантов, трубадуров, миннезингеров. Неодобряемые в своей деятельности церковью, а порой и преследуемые ею, они слагали стихотворения, воспевавшие как культ прекрасной дамы, так и простые земные радости. Поэзия трубадуров была непосредственно связана с музыкальным исполнением. Но в отличие от аскетичной церковной музыки творчество поэтов-музыкантов, в отношении ладового богатства, вариационности и импровизации, носило прогрессирующий характер. И слушателей волновали не только тексты, но и высокий уровень владения игрой на инструменте. Как принципиальное для нас следует отметить, что с развитием городской культуры немецкие миннезингеры даже стали выступать в домах знатных бюргеров, откуда впоследствии начнет свое распространение светская музыкальная культура.

Новый этап в развитии европейской культуры – эпоха Возрождения, отличающаяся обилием нововведений во всех сферах жизни. В экономической области развиваются и укрепляются товарно-денежные отношения. Появляется понятие «ремесло». От того, насколько хорошо человек овладел своим ремеслом, проявил свою изобретательность, творческую фантазию, напрямую зависело его денежное довольство. Эстетика Возрождения отличается усилением роли индивидуальности в социуме. Принцип постоянного совершенствования становится неотъемлемой чертой эпохи. Именно в рамках Ренессанса «образовалась социально-историческая почва для крупного, сильного и независимого человека, который, не будучи связан ни с чем другим, утверждал себя стихийно, а будучи единственным и окончательным создателем своего собственного продукта, утверждал себя еще и артистически».

Взлет изобразительного искусства, успехи в литературе актуализировали развитие и других видов искусства. Так, большое значение в формировании эстетических идеалов Возрождения отводилось музыкальному искусству, которое единственное, по мнению античных философов, обладало этическими функциями. В Англии, Франции, Германии, Италии, в восточно-европейских странах закладывались прочные традиции исполнения и слушания музыки. А появление в конце XV в. нотопечатания ускорило ее широкое распространение среди различных слоев населения. В XVI–XVII вв. домашнее и салонное музицирование стало самой распространенной формой музыкальной жизни. Обучение музыке становилось признаком хорошего тона, что способствовало постоянному обновлению и совершенствованию методов обучения. Неотъемлемой частью педагогики, неким педагогическим подспорьем стали всевозможные упражнения (для развития беглости пальцев, овладения различными приемами звукоизвлечения и т.д.).

Так, образцом единения «духовного и телесного мастерства», учебным пособием столь высокого художественного уровня являются произведения крупнейшего представителя эпохи барокко И.С. Баха. Инвенции, сборник-тетрадь Анны Магдалены, маленькие прелюдии и фуги и, наконец, «Хорошо темперированный клавир» были созданы во многом в целях обучения как музыкантов-профессионалов, так и любителей.

Господство разума и логики над чувственным восприятием жизни характеризует эпоху классицизма. Расцвет абсолютизма, разделение общества на сословия, представление о рационально организованном государстве, которому подчинены интересы сословий и личности, – таковы политико-экономические особенности эпохи. Эстетические принципы времени соответствовали требованиям подчинения личного общему, эмоционального разумному. Принцип рационализма проявился в отношении к искусству, в стремлении преувеличить значимость общественных явлений. Им придавалось героически-возвышенное толкование, а все перипетии реальной жизни человека отодвигались в тень.

Музыка по-прежнему являлась неотъемлемой частью культурной жизни Европы XVIII в., в Англии в различных формах она быстро утверждалась при дворе. Важно, что в это время получил широкое бытование платный открытый концерт, способствовавший формированию городской музыкальной культуры и появлению профессии исполнителя-виртуоза, способом материального дохода которого становится публичное выступление. От уровня технической подготовленности исполнителя непосредственно зависели востребованность публикой его творчества, успешное выступление и заработок. Домашние салоны, действовавшие как своеобразные клубы, стали основным средоточием исполнения и пропаганды камерной музыки. Все это требовало от музыканта профессионализма, следовательно, активизировало развитие исполнительского искусства.

Главным достижением эпохи Классицизма в музыке является возведение «на высшую ступень искусства музыки чисто инструментальной, наделенной наиболее значительным для эпохи художественным мышлением, полнотой выражения человеческих эмоций, мастерством композиции, ставшим эталоном на века». В области инструментальной музыки происходит активное жанровое развитие, кристаллизуются формы музыкального произведения, большинство форм соответствуют конкретному жанру. Продолжается совершенствование различных музыкальных инструментов. В свою очередь, это привело к тому, что необходимость упражнения в музыкальной педагогике окончательно закрепилась.

Усиление специализации во всех сферах культуры постепенно приводило к разделению профессии музыканта на специальности: исполнитель-виртуоз, педагог, композитор. Концертная эстрада в XIX в. обрела небывалую значимость и предъявляла все большие требования к мастерству музыканта-виртуоза: «…исполнительство, обособляясь, становится полноправным видом музыкальной деятельности, выходящим за пределы репродуктивного воспроизводства уже существующего нотного текста и воспринимающим исполняемое произведение как некий материал для личного творчества». Виртуозы искали не только интуитивные, но, прежде всего, рациональные пути овладения естественными двигательными приемами. Принципы творческой интерпретации «чужого» произведения в контексте собственного стиля последовательно утвердила и выдвинувшаяся в XIX в. плеяда выдающихся композиторов исполнителей, виртуозов, значительно расширивших границы технических и выразительных средств фортепиано.

Следует отметить, что в ХХ в. характерный для всех жанров процесс трансформации стал интенсивнее, чем когда-либо. Причины тому – изменения в общественной жизни, в новых веяниях эпохи, сказавшихся на развитии мирового искусства в целом. В это время волна новаторства захлестнула все виды искусства, на гребне которой родились многие значительные явления отечественной культуры 1920-х гг.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закс Л.П. О культурологическом подходе к музыке // Музыка – Культура – Человек. Свердловск, 1988.
  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.
  3. Лосев. А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / Сост. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1998. 750 с.
  4. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. 128 с.
  5. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 1999. 496 с.

Асхатбек И.Е.

Хранитель фондов музея археологии