«Знаете, я оптимист, я верю в людей. Меня называют идеалистом, но я считаю так, что человек еще себя как следует, не показал. Человек исторически развивающееся существо, его мышление тоже непрерывно развивается. Все развитие человека — это развитие одновременно разума, нравственности и чувства красоты. Эти три вещи и есть те основные мосты, при помощи которых человечество не только выживает, но и открывает новые горизонты». Ж.М. Абдильдин.
Абдильдин Жабайхан Мубаракович — выдающийся ученый, основоположник казахстанской школы философов по теории диалектики и диалектической логике, доктор философских наук, профессор, академик НАН РК, заслуженный деятель науки РК.
Ж.М.Абдильдин родился 16 февраля 1933 года в селе Майтюбек Майского района Павлодарской области. Окончив с отличием факультет философии Казахского государственного университета им. С.М.Кирова в 1954 г. Ж.М.Абдильдин открывает себе дорогу в аспирантуру МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1958 г. защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Гносеологическая роль конкретного понятия». Трудовую деятельность начинает в Институте философии и права АН КазССР, где проходит путь от младшего научного сотрудника до директора (1973-1984); затем академик-секретарь Отделения общественных наук АН КазССР (1984-1986) и вице-президент НАН РК (1986-1995).
«Я приехал в Академию наук в Институт философии и права в период, когда Академию возглавлял великий ученый К.И.Сатпаев, а институт возглавлял выдающийся ученый, замечательный человек Салык Зиманович Зиманов». Ж.Б.Абдильдин.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов в Институте философии и права сошлись пути талантливых философов – алматинцев Ж.М.Абдильдина, А.X.Касымжанова и Г.А.Югая, из Тбилиси переехал М.И.Баканидзе, из Москвы — Л.К.Науменко. Ученые объединились в творческую группу для осуществления исследований теоретических проблем диалектики.
«Наша первая коллективная работа — «Проблема логики и диалектики познания» была опубликована в 1963 году. Эта книга свидетельствовала о том, что в Советском Союзе создано новое направление, появилась новая философская группа, новый центр развития философии в Алма-Ате». Ж.М.Абдильдин.
Первым заметным результатом явилась публикация в 1963г. коллективной монографии «Проблемы логики и диалектики познания», оцененной специалистами как «серьезный вклад в разработку диалектической логики» и как «шаг вперед по сравнению со всем предыдущим». В те времена господствующей идеологией был марксизм, причем в его искаженной, ортодоксальной форме. Считалось, что все основные истины уже высказаны классиками марксизма, и остается только неукоснительно следовать их авторитету, подкрепляя любой тезис бесконечными ссылками и цитатами. При этом совсем необязательным было чтение источников, живая мысль Маркса искажалась под нужный лад. Казахстанские ученые отошли от догматического марксизма, поставили перед собой задачу заново философски осмыслить историко-культурный процесс. Они не отказывались от формальной логики. Но она описывала только готовый результат мышления. Теперь же речь шла о том, чтобы выразить сам процесс становления нового знания через противоречия, постановку проблем и поиски методов их разрешения. Это и есть теория диалектики или диалектическая логика. Чтобы разработать законы и принципы такого целостного фундаментального метода, надо было отказаться от принятого в азбучном марксизме пренебрежительного отношения к великим мыслителям прошлого Платону, Канту, аль-Фараби. Все они считались идеалистами и подвергались жесткой критике. Алматинцы отбросили идеологические штампы, и великие мыслители стали раскрывать свои подлинные мысли. Коллектив казахстанских исследователей выдвинул в лидеры самого основательного, знающего, принципиального Жабайхана Абдильдина.
Под научным руководством Ж.М.Абдильдина осуществлена комплексная разработка проблемы исходного пункта научно-теоретического познания, по которой были опубликованы несколько монографий. Среди них «Проблема начала в теоретическом познании» Ж.М. Абдильдина, «Монизм как принцип диалектической логики» Л.К.Науменко, «Проблема субординации логических форм» М.И.Баканидзе. Монография Ж.М.Абдильдина «Проблема начала в теоретическом познании» стала философской классикой. В ней через историко-философское рассмотрение проблемы прослежена логика восхождения к конкретному ее решению и пониманию, раскрыты содержание и логико-гносеологические функции понятия начала и связанных с ним категорий, обоснована его методологическая роль в научном познании.
Начиная с 1968 г. при непосредственном руководстве и участии Ж.М.Абдильдина, проведены фундаментальные исследования категорий и принципов диалектики логики, гносеологии и методологии научного познания. Исходные идеи в раскрытии этой проблематики заложены в монографии «Диалектико-логические принципы построения теории», написанной им совместно с А.Н.Нысанбаевым и удостоенной первой премии имени Ч.Ч. Валиханова АН КазССР. Вслед за ней опубликованы коллективные монографии «Принцип противоречия в современной науке», «Роль принципа конкретности в современной науке», «Роль категории «идея» в научном познании», «Соотношение содержательного и формального в научном познании». Совместно с А.С.Балгимбаевым представил книгу «Диалектика активности субъекта в научном познании», в которой дано систематическое рассмотрение одного из важнейших принципов диалектической логики — принципа активности субъекта в научном познании, представляющего огромный интерес для современной философии и науки.
Результат фундаментальных исследований по теории диалектики, ее основополагающих принципов и категорий, осуществленных группой ученых во главе с академиком Ж.М.Абдильдиным, были отмечены Государственной премией Казахской ССР в области науки и техники за 1984 год. На совещании в ЦК КПСС академик Б.М.Кедров, докладывая о развитии философии в СССР, отметил в первую очередь успехи алматинских философов. Трижды в политическом докладе Д.А.Кунаева на ХIV-XVI съездах КПК прозвучала высокая оценка вклада философов в теорию диалектики. Поэтому не случайно, что именно в Алма-Ате в 1968, 1977, 1982 и 1990 гг. были организованы Всесоюзные симпозиумы по проблемам диалектики и диалектической логики.
Академик Ж.М.Абдильдин в качестве докладчика участвовал, начиная с 1968 года, в работе всех всемирных философских конгрессов в Австрии, Германии, Англии, России, Канаде, Турции, Болгарии, VIII и X международных гегелевских конгрессов, международного симпозиума по И. Канту (Рига, 1981). Автор более 300 научных работ, из них около 30 индивидуальных и коллективных монографий. На его труды вышли рецензии в научных изданиях Германии, Польши, Болгарии, Чехии, России, Украины и других стран, которые обобщены и изданы в Казахстане отдельной книгой. Под его научным руководством подготовлено 15 докторов и более 40 кандидатов наук.

Автор: Розахунов Р.К.