В центре Алматы расположено одно из главных архитектурных памятников города – здание Национальной академии наук РК (ныне оно называется «Ғылым ордасы»). Всем известно, что оно было построено благодаря усилиям академика и первого президента Академии наук К.И.Сатпаева.
В архитектуре здания были использованы классические мотивы и стилизованные элементы национального орнамента. Оно поражает своей монументальностью и величавостью, привлекает своей торжественностью и деловитостью, недаром оно стало излюбленным местом для прогулок и посещений не только горожан, но и гостей южной столицы.
Главным проектировщиком по возведению здания Академии наук Казахской ССР стал выдающийся русский и советский архитектор Алексей Викторович Щусев. Увидеть свое детище Алексей Викторович не успел, так как умер в 1949 году.
В этом году Алексею Викторовичу Щусеву исполнилось 145 лет.
А.В.Щусев – академик АН СССР, четырежды лауреат Сталинской премии, архитектор и великий творец, превосходный теоретик, работы которого составляют гордость бывшего Советского Союза.
Его произведения пронизаны как простотой и мудростью, так и абсолютно полным знанием чисто ремесленной стороны большого зодчества. В своей работе Щусев опирался в основном на чувство, на интуицию, здравый смысл, жизненный опыт, знание ремесленной стороны дела. Именно это позволяло ему всегда наполнять свои детища главной общественной идеей. Применяя уже сложившиеся формы, архитектор А.В.Щусев уверенно создавал абсолютно индивидуальные образы. Был ли это исторический национальный стиль, классический или современный, у него получались не абстрактные логические выкладки, а художественное единство, спаянное эстетическим чувством и архитектуры, и скульптуры, и живописи.
Родился Алексей Викторович 26 сентября 1873 года в Кишинёве в дворянской семье.
В 1891-1897 годах Щусев учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств у Л.Н.Бенуа и И.Е.Репина.
За дипломный проект «Барская усадьба» Щусев был награждён Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку. После окончания Академии Щусев в составе археологической экспедиции отправился в Среднюю Азию, исследовав в ходе поездки два древних архитектурных памятника Самарканда – гробницу Тамерлан и соборную мечеть Биби Ханум. Впечатления от этой поездки оказали значительное влияние на дальнейшие работы архитектора.
Творчество Щусева получило признание еще до Октябрьской революции. К 1917 году Щусев пришел, обладая уже 15-летним стажем практической работы и званием академика архитектуры, полученным в 1910 году за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма XII века в Овруче (на Волыни).
Наиболее крупным созданием Щусева стало начатое в 1912 году здание Казанского вокзала в Москве (законченное им в 1940 г.)
Самое известное и замечательное его произведение – Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве (1926-1930).
Те же черты уверенной и вольной, широкой и вместе с тем прочувствованной трактовки больших и малых форм легко увидеть и в других значительных произведениях этого талантливого зодчего, многоликого, но всегда верного себе на всем протяжении его большой творческой жизни, независимо от того, в каком направлении или «стиле» он работал.
К числу таких произведений относятся: здание санатория в Мацесте (1927), Министерство земледелия на ул. Кирова в Москве (1933), Москворецкий мост (1938), здание Института Маркса — Энгельса — Ленина на проспекте Руставели в Тбилиси (1938), Театр оперы и балета имени Навои в Ташкенте (1947) и др.
Значительное место в деятельности Щусева занимают проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны: Истры (1942-1943), Новгорода (1943-1945) и Кишинёва (1947).
Последним творением Алексея Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом.
Эстетическое мировоззрение Щусева сформировалось в художественной среде Академии художеств и в период дореволюционного развития русской эстетической мысли. Такие идеологические принципы, как демократичность и патриотизм русского человека, слившийся после Октября с патриотизмом советского человека, составляли неотъемлемую часть его натуры и пронесенных через всю жизнь глубоких убеждений. На протяжении его более чем полувековой творческой и общественной деятельности его теоретические взгляды испытывали, естественно, влияние своего бурного времени. В них усиливалось и укреплялось сознание высокого социального призвания искусства архитектуры и большой ответственности зодчего перед обществом.
Творческое наследие Щусева включает более ста пятидесяти проектов, из которых свыше четырех десятков осуществлено в натуре. Велико и количество оставленных им литературных материалов. Списки того, что опубликовано с 1902 по 1950 год (последняя статья издана посмертно), включают более 240 названий. В большинстве случаев это высказывания по тому или иному конкретному поводу, отклики на текущие события и обстоятельства архитектурной жизни.
69 лет как нет в живых А.В.Щусева, но его архитектурные творения продолжают жить и приносить эстетическое наслаждение своей оригинальностью и величественностью.