ВВОДНЫЙ БЛОК ПРОЕКТА ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО НАУЧНОМУ ЦЕНТРУ «ҒЫЛЫМ ОРДАСЫ»

  ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 Степи Евразии испокон веков служили местом пересечения древних цивилизаций и культур. Кочевые народы, населявшие наши земли, отличавшиеся философско-медитативным взглядом на мир в течение тысячелетий заимствовали и творчески переосмысливали философские и религиозные учения, стекавшиеся сюда со всех концов света.

Древние тюрки обожествляли небо и исповедовали культ Тенгри. Тенгрианство основано на принципах признания безличного Бога как Тенгри, уважения к матери природе Умай, сформировавших экологическую этику кочевников, веру в жизненную силу Кут, служащей основой для сакрализации власти, почитание умерших предков — Аруахов, которое обязывало казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Характерно, что ислам проник в степи Казахстана не путем завоеваний. Ислам на территорию Казахстана пришел со странствующими мусульманскими проповедниками. Главная особенность ветви ислама, прижившейся в Казахстане, заключалась в его гармоничном взаимодействии с местными верованиями и традициями, он слился с тенгрианством и национальной культурой.

Мобильные кочевые народы выполняли также важнейшую роль связующего звена между цивилизациями Востока и Запада. Они распространяли научные знания, новые изобретения, мировоззренческие и религиозные концепции. Именно на номадов была возложена функция хранителей Великого шелкового пути — важнейшей торговой магистрали древности и средневековья.

Такие города, как Отрар, Тараз, Туркестан, Сайрам, Баласагун, Сыганак, существовавшие на территории современного Казахстана, не только вели широкую торговлю с Китаем, Ираном и Киевской Русью, но и славились поэтами и учеными, как аль-Фараби, М.Кашгари, Ю.Баласагуни, А.Яссави, М.Хайдар Дулати, К.Жалаири и др., оставивших творческое наследие мирового значения.

Великое прошлое кочевой цивилизации служит вдохновением для современного Казахстана. Глубоко символично, что народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира, возрождает сегодня идею «Мәңгілік Ел» — «Вечного Народа», «Вечного Государства», перед которым Лидер нации Нурсултан Назарбаев поставил цель — войти в число 30 самых развитых стран мира до 2050 г.

Выдающиеся деяния наших великих предков свидетельствуют — лидерство вписано в генетическую и историческую память нашего народа [1]. 

  1. ВЕЛИКИЙ СЫН КАЗАХСКОГО НАРОДА

В конце XVII – начале XVIII вв. ученые России и ряда стран Европы начали исследовать территории Казахстана, изучать историю, культуру, быт и обычаи его населения. Российская академия наук в 1733 году организовала экспедицию для изучения географии, геологии и этнографии Казахстана с участием казахских исследователей (Ш. Валиханов и др.). Тем не менее, до Великой Октябрьской социалистической революции в Казахстане практически не было научных учреждений и индустриальной промышленности. Несметные богатства, таившиеся в недрах, оставались неиспользованными.

20 августа 1920 года В.И.Ленин и М.И. Калинин подписали декрет «Об образовании Автономной Киргизской  (Казахской) Советской  Социалистической Республики», которая в 1936 году была преобразована в Казахскую ССР.

С самого начала становления советской власти партия и правительство, придавая большое значение вопросу развития народного хозяйства на научной основе, выдвинули на первый план широкое и всестороннее изучение природных богатств страны и ее производительных сил. В связи с этим, изучение природных ресурсов Казахстана было начато еще в 1920 году. В 1926-1927 годах была организована казахстанская экспедиция Академии наук СССР (далее – АН СССР) по комплексному исследованию природных ресурсов республики во главе с академиком АН СССР А.Е. Ферсманом.

Начавшийся быстрый подъем производительных сил республики потребовал более интенсивных исследований по проблемам народного хозяйства и внедрения их результатов, что требовало новых форм организации  научной работы. В связи с этим, созданная в 1932 году казахстанская база АН СССР, имевшая два сектора – зоологический и ботанический, в 1938 году была реорганизована в Казахстанский филиал АН СССР (далее – КазФАН СССР), в котором перед началом Великой Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук.

Война с фашизмом потребовала перестройки деятельности Казахского филиала Академии наук, руководителем которого являлся Каныш Имантаевич Сатпаев (в 1942 году был утвержден председателем президиума КазФАН).

В деятельности Сатпаева по руководству наукой в военные годы проявлялась его удивительная способность видеть перспективы развития в республике народного хозяйства и культуры и в связи с этим, правильно ставить задачи науки.

Среди важнейших проблем, решенных геологами республики под руководством Сатпаева в военные годы, было бесперебойное снабжение фронта металлом, углем и нефтью. Как известно, уже в первые месяцы войны противнику удалось захватить крупнейшее в стране Никопольское марганцевое месторождение. Это вызвало большие трудности в производстве качественных сталей, крайне необходимых для оборонной промышленности. По инициативе Сатпаева в Казахстане были начаты  форсированные поиски марганцевой руды, что привело к открытию Жездинского месторождения. Тем самым, металлургические заводы Урала были своевременно обеспечены необходимым сырьем, что явилось большим вкладом в дело победы в Великой Отечественной войне. В это тяжелое время по его инициативе наращивается выплавка меди на Балхашском заводе за счет вовлечения в переработку руд Жезказгана. На то время, Жезказган по общим запасам меди в руде не имел себе равных не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Медь в военные годы была дороже золота, медь – это патроны, снаряды, танки, военное оборудование и так далее. Большой Жезказган получил путевку в жизнь, как будущий гигант цветной металлургии и флагман индустриализации Казахстана, а имя Сатпаева стало примером для подражания у молодого поколения. Профессии геолога, горного инженера стали почетными, казахская молодежь пошла в шахты, как раз в предвоенные столь нужные годы.

Значение казахстанской помощи фронту и роль в этом Сатпаева были, безусловно, громадными. С понятной гордостью он не раз говорил: «Девять из десяти пуль, разящих гитлеровских оккупантов, отливается из свинца, добытого в Казахстане» [2].

За заслуги по выявлению стратегических ресурсов Жезказган-Улытауского района (открытие Джезказганского месторождения) Сатпаев в 1940 году был удостоен ордена Ленина, высшей государственной награды СССР.

Каныш Имантаевич Сатпаев (18991964 гг.) — первый союзный академик-казах, выдающийся ученый-геолог и крупный организатор науки, основатель Академии наук Казахской ССР, создатель Большого Жезказгана и Института геологических наук. День работников науки Казахстана приурочен ко дню рождения ученого — 12 апреля.

Крупный  общественный и государственный деятель, внесший свой вклад в цивилизованное индустриальное развитие Казахстана, он был неформальным лидером общества.

В научных свершениях, общечеловеческих делах постоянно находила выражение генеральная линия (мировоззрение) Каныша Имантаевича. И доставало стойкости ему во все времена держаться своей линии, потому что за сиюминутным он видел завтрашний день. Богатства края должны служить конкретным людям и сегодня, и завтра, и послезавтра.

Оторванность и не благоустроенность Джезказгана проверили на прочность его взгляды на развитие производительных сил. Потому-то немало сапог истоптал он в поисках угля и воды. Подъем Центрально-Казахстанского региона стал по существу натурной моделью размещения и развития производительных сил Республики.

В марте 1947 года Сатпаев в качестве депутата Верховного Совета СССР (в составе делегации) встретился в Лондоне с Уинстоном Черчиллем, который осведомился: «Все казахи также высоки ростом, как Вы?».  Академик скромно ответил: «Среди казахов я, наверное, самый маленький! Мой народ выше меня».

 Были ли Вы, в родных краях первого геолога среди казахов, в Баянаульском районе, Павлодарской области?

Однажды побывав в этой уникальной местности и увидев Баянаульские дома, расположенные у скально-гранитных выходов, я невольно прониклась мыслю: это необычайная земля, богатая природными ресурсами, подарила ученого-геолога с мировым именем, явилась колыбелью достойного сына казахского народа.

Село Баянаул — райцентр Баянаульского района, расположенное у подножия Баянаульских гор и живописнейшего озера Сабындыколь. Окрестности  Баянаула — климатическая курортная местность, входящая в территорию Баянаульского национального парка. А местная топонимика (Баянаул, оз.Сабындыколь) свидетельствует о реальных исторических условиях формирования легендарного народного эпоса о трагической любви «Козы Корпеш и Баян Сулу».

В Баянауле расположен мемориальный музей академика К. Сатпаева, организованный по инициативе студенческой молодежи в сентябре 1964 года.

  1. ХРАМ НАУКИ – НАСЛЕДИЕ  АКАДЕМИКА К. САТПАЕВА

 Наряду с руководством широкими исследованиями, которые велись в КазФАН СССР в военные годы, Каныш Имантаевич одновременно осуществлял большую подготовку по созданию республиканской академии наук. Организация ее явилась решением одной из важнейших задач, стоявших перед республикой в то время.

«Успешное развитие научных учреждений в Казахстане, рост научных кадров за годы советской власти и новые задачи в области научно-исследовательской работы, в связи с пятилетним планом, поставили в порядок дня вопрос о реорганизации Казахского Филиала Академии Наук СССР в Академию наук КазССР, как штаба передовой научной мысли и школы воспитания научных кадров», — отмечено в постановлении к прот.№333 пун.1 Совета Министров КазССР от 1 июня 1946.

В момент созревания идеи об организации академии наук в КазФАН СССР было всего пять институтов. Для создания республиканской академии этого количества, разумеется было мало. После долгого раздумья, посоветовавшись с учеными из союзной академии, находившимися тогда в Алма-Ате в эвакуации, Каныш Имантаевич поднял вопрос об организации 11 новых институтов. Для этого необходимо было получить согласие и решение союзной Академии наук и ЦК КПСС. С этой целью, Сатпаев направился  к президенту всесоюзной академии В.Л. Комарову, который к тому времени жил на даче близ Москвы.

Разговор с Комаровым был очень трудным, свои возражения он мотивировал тем, в частности, что нет необходимого оборудования, контрольно-измерительных приборов, экспериментальных баз. Тогда Каныш Имантаевич обратился к его супруге, угощавшей чаем: «Скажите, пожалуйста, нужно ли человеку без жилья обзаводиться мебелью и утварью?», — на что она немедленно ответила: «Разумеется, нет! Какой смысл без жилья покупать мебель?». От житейской находчивости Сатпаева президент немного смешался и махнув рукой, сказал: «Давайте проект» — и размашисто расписался в верхнем углу документа.

Академия наук Казахской ССР была организована на базе Казахского филиала всесоюзной академии наук (КазФАН СССР) в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 26 октября 1945 года № 2747 «Об организации Академии наук Казахской ССР» и совместным постановлением Президиума Верховного Совета Казахской ССР, Совета Министров Казахской ССР и Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана от 31 мая 1946 года № 439 «Об учреждении Академии наук Казахской ССР».

1 июня 1946 года в здании театра оперы и балета им. Абая состоялась официальная церемония открытия республиканской Академии. 3 июня, на первом общем собрании Академии, Каныш Сатпаев был избран её президентом. В том же году стал действительным членом АН СССР.

Был утвержден первый состав президиума Академии наук, в который вошли 11 действительных членов, видных деятелей науки, техники и культуры Казахстана: академики К.И.Сатпаев, М.И. Горяев, Н.Г.Кассин, А.Б.Бектуров, И.Г.Галузо, Н.В.Павлов, М.О.Ауэзов, С.К.Кенесбаев, Н.Т.Сауранбаев, Г.А.Тихов, В.Г. Фесенков.

В структуре Академии были утверждены 4 отделения: минеральных ресурсов, физико-математических наук, биологических и медицинских наук и общественных наук.

Как только было принято решение об организации республиканской Академии наук, Сатпаев с головой ушел в замысел о возведении комплекса здании для институтов и президиума Академии – главного штаба науки.

Сатпаев был очень масштабным человеком и решал частные вопросы исходя из общих концепций развития науки с учетом далекой ее перспективы [3].

Ставить академический комплекс задумал Каныш Имантаевич на берегу реки Весновки, на территории нынешнего кампуса Казахского национального университета им. аль-Фараби. По его замыслу, это должен был быть целостный ансамбль – комплекс по трем принципиальным направлениям науки: естественной, технической и гуманитарной. Однако правительство решило строить в центре города. Необходимость застройки исторического центра города капитальными сооружениями взяла верх над перспективной.

В качестве генерального проектировщика Каныш Имантаевич видел выдающегося архитектора – корифея зодчества, фундаменталиста, академика Алексея Викторовича Щусева,  главного архитектора Сталинского монументализма. Осенью 1946 года Сатпаев прибыл в Москву, в мастерскую А.В.Щусева.

Сатпаев представлял будущее здание академии в  азиатском стиле архитектуры с элементами национального колорита, поэтому перед визитом к Щусеву, по прибытию в Москву академик остановился в гостинице «Москва», внимательно осмотрел Казанский вокзал, посетил Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Одним словом изучал работы архитектора, сопоставляя тем самым, свои желания и возможности зодчего.

Архитектор приняв просьбу Сатпаева, попросил его изложить общую концепцию сооружения. Сатпаев хотел, чтобы силуэт здания олицетворял парящего орла (это монумент и два примыкающих к нему корпуса). А главный, торжественный вход будущего здания академии напоминал входной портал Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, и чтобы каждый, переступивший порог, почувствовал себя как будто зашел в юрту. Сегодня это украшенный элементами национального колорита небесный купол с гулким эхом, отображающий величие человеческой мысли и дисциплинирующий всяк входящего в храм науки.

Здание Президиума Академии наук строили военнопленные японцы, этапированные на территорию СССР после второй Мировой войны. Каныш Имантаевич часто бывал среди рабочих японцев, оказывал им всяческую помощь, в частности в лечении больных. Строительные работы были завершены в 1958 году. Такого здания не имеет ни одна Академия наук республик бывшего Союза. Это вечная память о первом президенте отечественного штаба науки, а также об академике А.Щусеве, так как этот проект оказался его последним, предсмертным.

Являясь  уникальным памятником архитектуры, главный корпус Академии наук входит в государственный список памятников истории и культуры Республиканского значения и находится под охраной государства.

Так как, культура современного человека основывается на традициях, у меня (от автора) храм науки ассоциируется с  большой юртой (каз. «қара шаңырақ»), соединившей в себе высокую духовность, поскольку хранит в себе память многих поколений, где шанырак  (навершие юрты) – небосвод нашего бытия. Как известно, у казахов шанырак был семейной реликвией,  которая передавалась из поколения в поколение, а для хранительницы очага являлся символом благополучия, единства и гостеприимства. На этом, дорогой читатель/посетитель, хочу сказать Вам, добро пожаловать!

  ИСТОЧНИКИ:

  1. https://e-history.kz/ru/contents/view/tsivilizatsiya_velikoi_stepi_mangilik_el__5114
  2. Чокин Ш. Путь Национальной академии наук: (воспоминания и размышления). – Алматы: Гылым, 1996.
  3. Чокин Ш. Четыре времени жизни. Воспоминания и размышления. 2-е изд., доп. – Алматы: Білім, 1998.

Асылбекова А.А., хранитель фондов музея археологии