Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль-Фараби родился в 870 или 872 году в городе Отрар, сегодня это территория современного Казахстана, скончался или в 950 или 951 году в Дамаске, столица современной Сирии. Это крупнейший мыслитель восточной исламской философии раннего средневековья, кроме того он еще занимается и вносит вклад в развитие педагогической науки, математики и теории музыки. Считается, что аль-Фараби первоначальное образование получил в Отраре, затем он учился в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и Багдаде. Последние годы жизни провел в Каире, Алеппо и Дамаске.

Аль-Фараби больше прославился как автор многочисленных комментариев к сочинениям Аристотеля, Платона и других античных мыслителей. Многочисленные труды создали ему широкую известность, совершенно не случайно этого человека называли «Вторым учителем» (после Аристотеля), или «Аристотелем Востока». Надо сказать, что даже его комментарии нередко выходили за рамки тех идей, предлагаемых автором, рассматриваемых им работ. В целом, большая часть его трудов – это оригинальные как по названиям, так и по содержанию сочинения, результаты самостоятельного исследования по актуальным проблемам средневековой социально-этической и педагогической теории.

Творческое наследие аль-Фараби огромно, около 160 работ, по тематике его сочинения охватывают почти все сферы средневекового знания. В этом смысле, он являлся энциклопедистом своего времени. В целом, он в первую очередь интересовался философским, теоретическим смыслом разнообразных наук. Более того, начиная с аль-Фараби, восточные перипатетики стали рассматривать философию как науку, призванную служить не только истине (теоретическому разуму), но и благу (практическому разуму).

По содержанию все работы аль-Фараби можно разделить на несколько групп, выделим лишь те, которые имеют непосредственное значение в развитие педагогической мысли: трактаты по общефилософским проблемам, посвященные общим свойствам, законам и раз¬личным категориям; трактаты, посвященные вопросам познавательной деятельности человека, о формах, ступенях и способах познания; трактаты, посвященные нравственности и её категориям, проблемам воспита¬ния, общественно-политической жизни, особенностям социального строя, вопросам государственного управления. Среди них надо назвать такие, как «Жемчужина мудрости», «Об основах знания», «О достоинствах науки и искусства», «Указание пути к счастью», «Философские вопросы и ответы на них» и др.

Главными темами, волновавшими его и ставшими основой всей системы его мировоззрения, были темы личности, совершенствования ее нравственной составляющей, повышение интеллектуального уровня, достижения свободы и счастья всего человечества. Вся философия аль-Фараби проникнута безграничной верой в добродетель и разум человека.

По мнению мыслителя, педагогика есть искусство управления волей и желанием воспитуемого в специально организованном образовательном процессе. Целью воспитания он определяет гармонично развитого человека Вселенной. Не случайно основными направлениями в его педагогической теории являются нравственное, умственное, физическое, эстетическое и трудовое воспитание. Тем самым философ продолжает общечеловеческую идею формирования всесторонне развитой личности, которая первоначально звучала в педагогической теории древневосточных государств, а затем стала ведущей концепцией мыслителей эпохи Античности, обозначаемый термином «калокагатия».

Стержнем воспитания личности у аль-Фараби является нравственность, которая в его размышлениях отождествлялась с разумом. Другими словами, высоконравственный человек разумен и наоборот, разумный человек – нравственен. Большое место в его теории занимает эстетическое образование, особенно музыкальное, значение которого в формировании личности ученый оценивал достаточно высоко. Так, мыслитель утверждал о необходимости всеобщего музыкального образования независимо от природных данных обучающихся, «если эта способность не существует как врожденная, она может возникнуть под влиянием привычек (обучения)».

Одной из центральных социально-педагогических идей аль-Фараби являлась идея всеобщего блага, счастья, к чему должно стремиться все человечество. Об этом мыслитель размышляет в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города». В ней он рассматривает возможные варианты развития разных городских сообществ. Наиболее предпочитаемый из городов является «коллективный город» в классификации самого аль-Фараби. Это такой город, «в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье… и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Народ, все города которого помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья». Если резюмировать, то великий аль-Фараби представляется как гуманист и просветитель Востока, который говорил, что люди должны жить в мире добра и справедливости, стремясь к духовному развитию и научному просвещению. Что достаточно важно, философ акцентирует внимание не на достижении счастья отдельным человеком, для него принципиально достижение этого состояния всего сообщества людей.

Есть множество вещей, о которых обычный человек думает, что они и составляют истинное счастье: богатство, слава, почет, власть. Для нашего героя, названные блага являются призрачными или даже ложными критериями счастья. Для аль-Фараби, истинное счастье отдельного индивида – стремление к осуществлению общественных коллективных идеалов или добродетелей. Но понять, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной душевной организации. Поэтому только мудрецы способны к подобному.

При этом, мыслитель придает большое значение специально организованному воспитанию и образованию. Так как добродетель является плодом образованности. Отсюда вытекает и цель воспитания, которая состоит в поощрении стремления подрастающего поколения совершать нравственно одобряемые, благие дела. Сам процесс воспитания представляет собой дружеское общение и взаимодействие наставника с воспитанниками. По представлениям мыслителя, идеальный воспитатель является одновременно и ученым и педагогом, владеющим выразительной речью, умеющим и любящим передавать знания, настойчивым при достижении задач воспитания и обучения. Причем, ценится такое знание, которое основано на практическом исследовании, опыте и логических доказательствах. Названное находит отражение в методах обучения и воспитания, таких как дискуссия, полемика, упражнение, убеждение, самостоятельный поиск истины, критическое отношение к познаваемому предмету.

Наличие опытного наставника является обязательным атрибутом воспитательного процесса. Так он пишет: «Из того, что говорилось о различных свойствах индивидов, явствует, что каждому человеку свойственно познать счастье и вещи, которые следует знать при этом. Для этого требуется учитель и наставник. Одни нуждаются лишь в начальном руководстве, другие – в большом руководстве». Стремление учиться у известных и опытных учителей являлось одним из идеалов на протяжении всей истории человечества, что, к сожалению, стало менее привлекательным в глазах наших современников.

Размышляя о качествах педагога, аль-Фараби говорит, что не каждый человек, занимающийся образовательной деятельностью, является подлинным воспитателем. Дело в том, что он различает людей по их способностям к образовательной деятельности: «Люди также могут равняться в силе и быстроте выявления одних вещей, но при этом один из них – способом наставлять и обучать другого тому, что сам выявил, тогда как другой этой способностью не обладает… Также не каждый человек способен руководить другим, и не каждый способен побуждать другого к совершению соответствующих действий».

По мнению аль-Фараби, учитель должен обладать хорошей памятью, проницательным умом, выразительной речью. Учитель должен обладать такими нравственными качествами, как честность, справедливость, гуманность, мудрость, честь и другие добродетели. Как отмечает ученый: «Подобный человек обладает высшей степенью человеческого совершенства и находится на вершине счастья. Этот человек является именно тем, кому известно любое действие, с помощью которого можно достичь счастья».

В образовательном процессе могут применяться как мягкие так и жесткие методы обучения и воспитания. «Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же подопечный злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданы жесткие наказания». Содержание образования, по аль-Фараби, с одной стороны, должно охватывать систему всех наук, т.е. оно носит энциклопедический характер, с другой стороны – оно должно иметь рациональную направленность. Выступая сторонником светской образованности, мыслитель утверждал, что лишь безумцы полагают, будто высшее благо находится вне существующего мира. Чтобы стать нравственным и противостоять порокам, человеку следовало познавать самого себя.

Одной из наиболее интересных сторон мировоззренческой системы Фараби является его учение о по¬знании. Так им анализируются вопросы возникновения знания, его отношение к реальности, позна¬ние объективной действительности, степень познаваемости мира, формы и виды познания. При их рас¬смотрении он исходит из естественно-научных достижений в области медицины, физиологии, математики, астрономии, филологии, педагогики и других наук. Проблему познания он рассматривает как часть общей задачи выяснения сущности человека. Философ придаёт огромное значение разуму, возвышает его над слепой верой и догмати¬кой, рационализм пронизывает все стороны его философской системы.

Мыслитель разрабатывает и собственные идеи развития душевных сил человека, т.е. его психики. Так он рассматривает такие психические процессы, как ощущение, память, воображение и самое главное – мышление или разум. Он выдвигает интересные положения о развитии и характерных особенностях психических процессов, например, в процессе познания участвуют чувственное (посредством ощущений) и рациональное познание. Причем, один вид познания не просто дополняет другой, а является обязательным условием его проявления.

Таким образом, аль-Фараби оставил великое наследие, которое во многом опережало свое время. Его труды оказали огромное влияние на Ибн Сину, Ибн Баджа, Ибн Туфайя, Ибн Рушда, а также на развитие средневековой западноевропейской науки, не только эпохи Возрождения, но эпохи Просвещения. Он был представителем философской школы, раскрывающим педагогические вопросы в свете глобальных социальных, культурологических или общефилософских проблем. В его педагогической теории широко освещались вопросы совершенствования всех сторон развития человека, а также указывались определенные пути их решения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая его творчество, чрезвычайно поучительна и, как настоящая классика, актуальна во все времена.

Научный сотрудник музея истории казахстанской науки РГП «Ғылым ордасы» Розахунов Р.К.