Жумабеков А.

младший научный сотрудник Музея редких книг РГП «Ғылым ордасы»

                                                                                       Тысячелетняя слава Самаркандской бумаги.

                                                                                                                              Аннотация

Во времена Шелкового пути, Средняя Азия была одной большой мастерской – здесь производился шелк, изысканные изделия из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, шерсти, кожи, а также прекрасные ковры и хлопчатобумажные ткани, разводились кони, фрукты, курдючные овцы и охотничьи собаки.

На сегодня возрождение традиционных ремесел в Средней Азии стало происходить бурными темпами, подогреваемое интересом к своей собственной идентичности, притоком туристов, а также поддержкой международных программ (ЮНЕСКО, Фонд Евразия Центральной Азии). В странах Средней Азии, привлекающие большие потоки туристов, традиционные ремесла, без сомнения, стали успешными индустриями, демонстрирующие местную культурную экономику с самой лучшей стороны.

Традиционная культура вызывает неизменный интерес у западных туристов и специалистов, она действительно стала узнаваемым «национальным брендом», способом «национального самоутверждения».

Среди уникальных древних ремесел, принесших Самарканду мировую известность на торговых дорогах Шелкового пути, пересекавших Евразию, важное место принадлежит производству бумаги. Это показатель не только мастерства ремесленников, но и отражение особой роли данного городского центра в развитии науки и культуры средневекового Востока.

Целью данной статьи продемонстрировать и рассказать ценителям искусства об истории возникновения и воспроизводства «Самаркандской бумаги» на территории Средней Азии и имеющейся коллекции рукописей в Музее редких книг РГП «Ғылым ордасы».

Ключевые слова: Средняя Азия, самаркандская бумага, кора тутового дерева.

Введение. Как известно, первую бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы толкли кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Так из коры получалась бумага [1].

Секрет изготовления бумаги был известен ещё в древности. История гласит, что когда китайские войска в середине VIII века вторглись на территорию Средней Азии, войска правителя Абу Муслима одержали победу над китайскими войсками в битве, вошедшей в историю под названием Таласская битва. В ходе битвы было захвачено множество пленных китайцев, среди которых и были мастера по изготовлению бумаги. В обмен на свою жизнь они согласились открыть секрет технологии изготовления бумаги местным ремесленникам [2].

Именно с этого времени, т.е. начиная с VIII века, в Самарканде стали выделывать бумагу, а в начале IX века производство писчей бумаги считалось здесь важной отраслью ремесленничества. Самаркандская бумага с момента появления и до конца Средневековья господствовала на восточном и западном рынках. Различные сорта этой продукции в течение тысячи лет, с VIII по XIX вв., славились не только в Средней Азии, но и на Ближнем Востоке и в Европе – Испании, Франции, Германии. Большинство персидских и арабских рукописей IX-X вв. выполнены именно на самаркандской бумаге.

Главной особенностью самаркандской бумаги была долговечность. Большинство документов, написанных на самаркандской бумаге, сохранились в хорошем состоянии и хранятся в различных музеях мира. Именно на такой бумаге писали каллиграфы, а художники создавали свои миниатюры. Для изготовления книг также предпочитали использовать самаркандскую бумагу [3].

Письменные источники того периода отмечают высокое качество производимой в Самарканде бумаги. По свидетельству арабского историка Х века Макдиси, хорезмийские луки, шашская посуда и самаркандская бумага не имели себе равных.

Высокая оценка средневековых мастеров дана и Захириддином Бабуром в знаменитой биографии «Бабурнаме»: «…Лучшая бумага в мире получается из Самарканда, вся вода для бумажных мельниц приходит из Кони Гила. Конигил находится на берегах Сиях-Аба, этот ручей называют также Аб-и Рахмат…». Высокое качество выделываемой самаркандскими мастерами бумаги, подчеркивал Абу Мансур Саалиби, отмечая, что она лучше египетской. Известный каллиграф Султан Али Мешхеди советовал писать только на самаркандской бумаге: «…Как хороша самаркандская бумага! Если ты разумный человек, не отвергай её: Письмо на ней получается ровным и красивым…» [4].

Много лет спустя отличное качество самаркандской бумаги отмечено А.Вамбери, известным учёным, востоковедом, путешественником, этнографом и лингвистом, посетившим Среднюю Азию в 1863 году. «Бумага, изготовляемая в Бухаре и Самарканде, – писал он, – пользуется по всему Туркестану и в смежных с ним странах высокой славой». Позднее В.Л.Вяткин констатировал: «Самарканд славился…производством бумаги, которая отсюда вывозилась в разные страны в большом количестве».

В течение тысячи лет ремесленники Самарканда, выделывали лучшую в мире бумагу, обладавшую гладкой поверхностью, прочностью, а главное – поглощавшую мало чернил. Самаркандская бумага была очень дорогой и были разработаны технологии изготовления различных сортов бумаги. «Султанский сорт» отличалась белым цветом, тонкостью и мягкостью. Затем шел «Шелковый» сорт также был очень гладким, тонким, но светло-желтого цвета. Самым низкокачественным из всех сортов считался «Нимканоп» изготовлялся из отходов шелка с добавлением лубяного волокна. Цвет получался коричневым.

В средневековье в эпоху Тимуридов, когда Самарканд признали столицей Восточного Ренессанса, культура книгоделия достигла высочайших вершин, являющейся образцом до сегодняшнего дня. Ручной процесс изготовления изящной книги был очень сложным, кропотливым, он был связан с трудом квалифицированных специалистов нескольких видов профессий. Процесс начинался с изготовления бумаги, каллиграф заказывал мастеру изготовителю бумаги сорт, размер, исходя от характера будущей книги, писал текст, оставляя место для иллюстраций и передавал художнику, после мастер расписывал фрагменты, исполнял изящные рамки, орнаменты. Заканчивал процесс переплётчик, демонстрируя свою высокую квалификацию. В итоге рукопись превращалась в настоящую изящную книгу и выглядела как произведение искусства. Всё это было выполнено по определенному рецепту, плану и строго соблюдая законы изготовления книги [5].

Известно, что к началу XVIII века, в Самарканде и его окрестностях работало более 40 бумажных мастерских. Они были открыты в Коканде, Бухаре, Ташкенте. В качестве сырьевого материала использовался хлопок, шелк и кора тутового дерева. Из-за постоянных междоусобных войн, которые сотрясали Среднюю Азию в XVI–XVIII веках, а также в XVIII в. широкое распространение получила более дешевая фабричная технология изготовления бумаги из целлюлозы, что привело к упадку производства бумаги в Самарканде, а секреты технологии постепенно были утрачены [6].

Современные тенденции. В конце XX века, благодаря инициативе ЮНЕСКО, производство самаркандской бумаги было возрождено. Сегодня в кишлаке Конигил под Самаркандом действует бумажная фабрика «Мерос», основателями которой являются известные мастера братья Мухтаровы. Благодаря их усилиям на местной фабрике возрождена древняя традиция изготовления бумаги по старинным самаркандским технологиям. Интересно, что всё производство идёт вручную и каждый гость фабрики может в живую наблюдать за изготовлением бумаги.

Владельцы фабрики рассказывают, что на восстановление технологии изготовления самаркандской бумаги у них ушло 10 лет. Были испробованы различные материалы, пока опытным путем не было установлено, что сырьем для бумаги являлась тутовая кора.

Технология изготовления самаркандской бумаги следующая. В качестве сырья берётся кора тутового дерева. Кору очищают с внешней стороны и варят в большом чане в течение длительного времени. Затем ее отбивают в больших ступах, пока она не превратится в однородную массу по консистенции похожую на тесто. Далее полученное «тесто» помещают в кадку с водой, перемешивают и процеживают специальным ситом. Процеженная масса прессуется на листы флазелина. Затем бумагу снимают с листов и сушат в вертикальном положении в течение 1 дня. Высушенная бумага получается достаточно прочной. Чтобы убрать шероховатости на бумаге, мастера полируют ее на мраморном столе с помощью куска мрамора или костяного рога, благодаря чему самаркандская бумага обретает гладкость.

Нужно отметить, что самаркандская бумага имеет характерный желтый оттенок. Ее специально не отбеливают химикатами, потому и срок ее хранения дольше, чем у обычной белой бумаги в десятки раз. Так, например, если обычная белая бумага хорошего качества сохраняется в течение 40-50 лет, то самаркандская бумага – порядка 300-400 лет.

Сегодня самаркандская бумага Конигилской фабрики широко используется в реставрации древних рукописей, как в Узбекистане, так и в других странах мира. Также благодаря восстановлению производства, узбекские художники могут достоверно воспроизвести старинные миниатюры. Самаркандская бумага постепенно возвращает былую славу, как в Узбекистане, так и за рубежом [7].

Экспозиция «Рукопись – наследие веков» Музея редких книг РГП «Ғылым ордасы». Общепризнанно, что распространение книг и следовательно грамотности стало возможным благодаря крупномасштабному производству бумаги, так как бумага была недорогим и более практичным вариантом, чем дорогостоящий иноземный пергамент. Так, в одном из своих посланий аль-Хорезми шутливо укорял своего друга в том, что тот не пишет письма, поскольку живет далеко от Самарканда и бумага для него очень дорога. В то же время историки писали, что библиотекарь правителя Шираза собирал для этого хранилища сокровищ письменности самую лучшую бумагу — самаркандскую и китайскую [8].

По  инициативе  Президента  Республики  Казахстан  Нурсултана  Абишевича  Назарбаева  в  2004  году  была  принята  Государственная  программа  «Культурное  наследие»,  являющаяся  основным  документом  в  сфере  развития  духовной  и  образовательной  деятельности,  обеспечения  сохранности  и  эффективного  использования  мирового  и  национального  культурного  наследия. Следует  отметить,  коллекции  редких  книг  и  рукописей  отражают  экономическое  и  культурное  развитие  страны  в  определенный  исторический  период.  Поэтому  вполне  закономерен  интерес  к  редким  книгам  как  к  памятникам  письменности,  запечатлевшим  историю  отечества. Ведущими  исследовательскими  центрами  в  области  изучения  книжных  памятников  и  рукописей  являются  крупнейшие  библиотеки  и  музеи  Казахстана.

Значительным  событием  в  культурной  и  духовной  жизни  Казахстана  явилось  создание  Музея  редких  книг  РГП  «Ғылым  ордасы»  в 2010 году.  В  коллекции  фонда  музея  более  500  редких  книг  и  рукописей,  по  хронологическому  охвату  от  XVIII—XIX  века  до  40-х  годов  XX  столетия. В нем находятся старинные отечественные и зарубежные рукописи, рукописные и старопечатные книги арабского, латинского и кирилловского шрифтов, имеющие историко-культурное и научное значение.

Задача Музея – на примере уникальных изданий показать путь, который прошла книга от первых рукописей до современных образцов полиграфического искусства, привить любовь и уважение к книге – ценнейшему памятнику духовной культуры всех времен и народов. Кроме того, Музей привлекает внимание всех книголюбов города Алматы как центр пропаганды отечественной истории и культуры книги.

В экспозиции Музея с применением собрания по письменной культуре Казахстана, экспонаты размещены в четырех основных разделах:
• «Древнее письменное наследие Казахской степи».

  • «Рукописи – наследие веков».
  • «Ранние отечественные издания».
  • «Казахстанские печатные издания на латинской графике».

В  Музее  редких  книг  организована  экспозиция  «Рукописи  —  наследие  веков»,  на  которой  представлены  рукописные  и  редкие  издания  средневекового  периода. Рукописи оставляющие ценные сведения об историко-культурной, общественно-политической жизни страны всегда считались общим наследием человеческой культуры. На этой экспозиции можно ознакомиться с наследиями имеющие много сведений об исторической, культурной, общественной жизнью страны.

Значимость рукописей, среди них значимость исторических и литературных произведении всегда глубоко ценились. В экспозиции имеются ценные и необходимые для блага науки родословные труды и рукописи, фольклорные и этнографические материалы относящиеся к истории и культуре нашего народа. На показ выставлена рукописи такие как «Диуани хикмет» Кожа Ахмета Яссауи, «Хамса» Алишева Навои, диуаны Хожа Хафиза Ширази, «Баян Гулистан» Саади Ширази, «Сабат ал-аджизин» Суфи Аллаяра и многие другие.

Список использованной литературы:

  1. Кто придумал, изобрел бумагу или откуда появилась бумага? http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=75.
  2. Таласская битва. https://ru.wikipedia.org/wiki/Таласская битва.
  3. Производство самаркандской шелковой бумаги по старинной технологии. https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/culture/handicrafts/ samarkand-paper.htm.
  4. Самаркандская бумага. История и современность. https://www.samuzinfo.net/story/samarkandskaya-bumaga-istoriya-i-sovremen-nost/.
  5. Маллаев Н.М. «Узбек адабиёти тарихи». Ташкент, 1976.
  6. Самаркандская шелковая бумага. http://centralasia-adventures.com/ru/sights/bumazhnaya_fabrika_v_samarkande.html.
  7. Самаркандская бумага – ручное производство на бумажной фабрике «Мерос». https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/samarkand/meros-konigil.htm.
  8. Самаркандская бумага. https://ru.wikipedia.org/wiki/Самаркандская_ бумага.