Музей — это средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. Музей, как и любой социальный институт, в ходе исторического развития претерпел определенные трансформации. За более чем два тысячелетия существования музея как социального института изменилось его понимание и использование. Однако фундаментальное его общественное назначение не изменилось и, видимо, останется определяющим его сущность в обозримом будущем — это сохранять, презентовать и транслировать из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени [1].

На сегодняшний день информационная эпоха активизировала процесс аудиовизуализации социокультурного пространства, который затронул все сферы жизни человека и общества. Музей, являясь социокультурным институтом и приобщаясь к мировой информационной системе выходит за пределы своих «стен», создаёт виртуальные коллекции, экскурсии и т. п. Новые медиатехнологии повышают уровень экспозиционной выразительности, активно применяются аудиогиды, смартборды, проекции и т. д.

Аудиовизуальная коммуникация в начале XXI века становится одной из доминирующих форм музейной деятельности. Поэтому изучение аудиовизуального культурного наследия и способов его сохранения и популяризации является одной из насущных проблем музейной работы.

Цифровой маркетинг использует все возможные цифровые коммуникационные инструменты для продвижения музейного продукта, среди которых интернет-среда в целом, музейный сайт, социальные медиа, мобильные и touchscreen платформы, интерактивные панели и экраны [2].

В настоящее время широкое распространение получило использование аудиогидов, представляющего форму живой аудиоэкскурсии и являющейся отличной альтернативой настоящему гиду, что позволяет познакомиться с достопримечательностями в любое время, в любой точке мира.

Аудиогид — новейшая система для проведения экскурсий в музеях и выставочных залах. При большом скоплении групп  в крупных музеях, где не всегда удобно слушать экскурсовода, посетителям раздают аудиогиды. Небольшое устройство, напоминающее дистанционный пульт управления от телевизора, содержит аудиофайлы об экспонатах. Выставочные залы могут  использовать его на протяжении длительного времени, сохраняя или меняя информацию по своему усмотрению.

Аудиогиды бывают двух видов:

  • ручные;
  • автоматические.

Ручной аудиогид представляет собой устройство с набором пронумерованных кнопок, с помощью которых можно набрать номер экспоната или стенда. Посетитель набирает на устройстве соответствующий номер и слушает аудиофайл с описанием экспоната. На устройстве есть также кнопки, позволяющие перематывать файл вперед или назад, слушать выборочными блоками.

Чтобы использовать данную систему, необходим  аудио гид, зарядное и звукозаписывающее устройства.

Автоматический аудиогид начинает работать при получении радиосигнала на устройство с маячка, установленного возле экспоната. Посетитель, проходя мимо стенда, только поворачивает аудиогид в нужном направлении, и устройство автоматически воспроизводит информацию в мононаушник. Каждый экспонат снабжается маячком. Посетителю не нужно искать номер экспоната и нажимать кнопки.

Автоматический аудиогид позволяет с большим комфортом осматривать музеи и выставки.

При помощи данных устройств время проведения выставок может продолжаться 24 часа в сутки. Ручная и автоматическая система рассчитаны на перевод информации на 32 языка. При помощи аудио гида не нужно собирать группы, каждый посетитель может при желании сам начать осмотр.

Персональный электронный экскурсовод может быть привязан к какой-либо местности.

Аудиофайлы записываются по мере осмотра достопримечательностей или по схеме их расположения на карте. Связный рассказ называют аудиоэкскурсией [3].

Как правило, аудио гид может быть представлен в виде портативного устройства, фонограммы, мобильного приложения. Развитие технологий обусловили появление компактных систем, состоящих из передатчика с микрофоном и набора приемников с наушниками, которые раздаются экскурсантам. Портативное устройство с аудиофайлами весьма удобно в условиях большого количества экскурсионных групп, когда достаточно сложно услышать экскурсовода. В данном случае у посетителя есть возможность самостоятельного управления временем и получения информации об интересующих объектах и экспонатах. В зависимости от степени автоматизации системы, посетителю необходимо считать NFC / IR / RF/ RFID-метку около экспоната, либо QR-код, либо же датчики сами определят местоположение прибора. Наличие ЖК-экрана облегчает использование прибора. Некоторые приборы имеют дополнительные кнопки выбора языка, помощи. Под аудиогидом также понимают предварительно записанную фонограмму, проигрываемую с плеера или мобильного телефона. Продолжительность такой аудиоэкскурсии составляет не более часа. Каждый трек посвящен своему объекту на местности или музейному экспонату.

В качестве сравнительно нового вида аудио гидов являются приложения для смартфонов, что позволяет воедино собрать карты, аудио, фото и текстовую информацию. Подобные технологии дают возможность отказаться от большого числа карт и тяжелых путеводителей — удобный вариант для самостоятельного знакомства с городскими  достопримечательностями. При этом путешественник не привязан к экскурсионной группе. Большинство аудиогидов работает как на платформе iPhone, так и Android. Загрузив приложение, турист может наслаждаться поездкой, гулять с ним по городу, оно не даст заблудиться в незнакомом месте, расскажет куда направиться и что посмотреть. Как правило, представленные программы содержат фонограммы, которые записаны профессиональными экскурсоводами, краеведами, содержащие информацию о достопримечательностях, легендах города, музея и т.д. [3].

В качестве отличительных особенностей мобильных приложений от традиционных форм аудиогидов следует выделить следующие:

— отправляясь на отдых, каждый турист берет с собой мобильный телефон, а скаченное на смартфон приложение не занимает дополнительного места;

— возможность одновременного прослушивания информации и осмотра достопримечательностей;

— полная свобода передвижения.

Подготовка музея к использованию аудиогида

Чтобы у посетителей остались самые приятные впечатления от использования аудиогида в Вашем музее, необходимо подготовить инфраструктуру музея:

  • Проинформировать о возможности использования в музее бесплатного аудиогида.
  • Предоставить быстрый и бесплатный доступ к интернету.
  • Сделать удобным поиск информации об экспонатах.

Сообщить посетителям о возможности использования в музее аудиогида можно различными способами. Наиболее удобными являются размещение информации на сайте музея и установка информационного плаката в холле музея. Примеры, рекомендации и макеты для подготовки различных рекламных материалов (плакаты, флаеры, номерки и пр.) представлены на сайте izi.TRAVEL.

Предоставить посетителям музея бесплатный доступ в интернет через сеть wi-fi необходимо для того, чтобы посетители могли скачать аудиогид. Настройте сеть wi-fi в соответствии с рекомендациями.

Каким образом можно сделать удобным поиск информации об экспонате? Существуют два способа:

Поиск экспоната по номеру, который ему был присвоен при создании в izi.TRAVEL CMS. Посетитель видит номер рядом с экспонатом и вводит его в аудиогид. По введенному номеру будет найдена история об экспонате.
Для реализации этого способа необходимо подготовить и разместить рядом с экспонатами таблички с их номерами. Табличка с номером экспоната может быть оформлена в соответствии с общей художественной концепцией музея. Основные требования к такой табличке — номер должен хорошо читаться даже на отдалении от экспоната.

Поиск путем считывания QR-code. Посетитель видит рядом с экспонатом QR-code и считывает его с помощью мобильного аудиогида. Аудиогид находит историю об экспонате на основании данных закодированных в QR-code. Для реализации этого способа поиска необходимо разместить рядом с экспонатом табличку с QR-code. Этот код автоматически генерируется на странице экспоната в izi.TRAVEL CMS [4].В музеях РГП «Ғылым ордасы» работает приложение izi.TRAVEL.

При написании статьи были прочитаны и исследованы материалы многих ведущих музееведов Казахстана и СНГ, были материалы и пиар менеджмента в области туризма и музейных коммуникаций по аудиовизуальным ресурсам использующихся в музейной деятельности в современных музеях. Были рассмотрены вопросы перспективы применения аудио гидов в музеях как средство популяризации культурного наследия в системе социокультурной коммуникации. Также рассмотрены виды аудио гидов, их основные функции использования и применения, какие мобильные приложения можно использовать и т.д.

В заключение хотелось бы сказать, что современные музеи должны и обязаны идти «в ногу со временем» с новейшими технологиями для улучшения качества обслуживания посетителей и для популяризации культурного наследия.

Литература:

1.»Словарь актуальных музейных терминов». Опубликован в журнале «Музей», 5/2009.

 2.Грачева Е. С. Информационные технологии в музеях как средства межкультурной коммуникации // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 283-287.

3. https://www.culture.ru/

4.  http://www.almatydc.kz/

 

Галлемова Айнагуль

Научный сотрудник музея Археологии РГП «Ғылым ордасы» КН МОН РК