Послание Главы государства народу Казахстана затрагивает многие актуальные и проблемные вопросы. Каждый из одиннадцати разделов важного документа несет в себе огромную нагрузку. Все эти назревшие вопросы как бы сливаются в одно целое в завершающей части «Новое качество нации», твердо и четко подводящей итоги Послания Президента.

Глобальная пандемия, пленившая мир, на современном этапе ставит перед человечеством новые задачи. Естественно, что в такой сложный период сможет выжить только нация, способная к жизнестойкости, опережающая время, находящаяся в поиске выходов из трудностей и внедряющая инновации. В связи с этим Глава государства, опи­раясь на мудрые слова великого педагога Ахмета Байтурсынова, выявляет 6 принципов, которые станут опорой будущего нации. И чтобы реализовать и утвердить новые принципы и новые ориентиры, мы должны воспитывать молодое поколение по-новому. А источник воспитания находится в семье.

У казахов говорят: «Хозяевами и покровителями воспитания являются семья, родители». Сегодня мировая педагогика также уделяет особое внимание семейному воспитанию. К примеру, если взять японцев, передовую нацию в Азии, или финнов в Европе, другие страны, которым удалось совместить перспективы развития с национальными ценностями, то у всех фундаментальной основой воспитания является семья. О ней, о родителях проявляется большая забота, с самого порога детям прививаются жизненные навыки, в первую очередь вкладываются огромные усилия в формирование воспитанного члена общества.

Известно, что в мире во время пандемии все тяготы воспитания и образования детей легли на семью. Многие родители, движимые повседневными делами и текущей работой, оказались в затруднительном положении, испытав замешательство и не­определенность на этом поприще. Не секрет, что до сих пор ответственность за воспитание и образование практически несли только детские сады и школы. Но сегодня в корне меняется и пересматривается мировоззрение относительно семьи. Сейчас весь мир задается вопросом, как помочь родителям. В ходе дистанционного обучения родители стали понимать и признавать роль и достоинства как школы, так и учителя, постепенно вникать в суть содержания учебников и в процесс образовательных прог­рамм, убедившись в том, что обучение и воспитание подрас­тающего поколения – совсем не простое дело. Свидетельством значимости данной проблемы стали социальные сети, которые пестрели просьбами дать совет по обучению детей, множеством рекомендаций и комментариев.

Стоит отметить, что в этом воп­росе важная роль принадлежит детским садам и дошкольному образованию, что особо подчеркивается и в Послании Президента. Японские ученые считают, что развитие детского мозга, основа мышления формируются до 3 лет, у казахов же предполагается, что к 5 годам. В любом случае развитие мышления, речевых и двигательных навыков ребенка связано с возрастным периодом от 3 до 5 лет. Глава государства, затрагивая вопросы будущего страны, подчеркнул необходимость обеспечить к 2025 году 100-процентный охват детей до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением. Вместе с тем, наряду с главным вопросом об особом внимании к семье и многодетным семьям, отмечается потребность воспитания самих родителей. Если же данное действие в семье хромает, то в принципе излишне говорить о воспитательном процессе в детском саду и школе. Поэтому считаю, что в рамках реализации Послания Главы государства Правительство должно принять специальную государственную программу, направленную на развитие семейного воспитания.

На повестке дня также стоит развитие национальных социальных и гуманитарных наук, которые до сих пор остаются вне поля зрения общественности. В том числе и духовный мир, являю­щийся основой общественного воспитания. В настоящее время сфера наук национального характера, таких как казахский язык и литература, история, искусство, культура, география, философия, журналистика, педагогика, смешавшись, «варятся в одном котле» с техническими и естественными науками. С учетом специфических особенностей общественных наук для их развития нет ни программ, ни государственных структур. К примеру, физики, математики и химики имеют возможность получать образование и обмениваться опытом за рубежом. А где стажироваться специалистам, изучающим казахскую литературу и казахский язык, историю и искусство Казахстана? Как в подобной ситуации мы планируем развивать отечественную науку?

Ни для кого не секрет, что наука сейчас переживает серьезный кризис. Сегодня преподавание английского языка в школах еще на начальном этапе, выпускники казахских отделений вузов пока знают его не на должном уровне. Да и свободное овладение им в нынешней ситуации невозможно. Таким образом, можно ли к претендентам, желающим исследовать национальную науку, предъявлять более высокие требования по английскому языку, назначать иностранного научного руководителя и публиковать статьи в зарубежных журналах? Принимая во внимание эти проб­лемы, Правительству следует разработать концепцию развития общественно-гуманитарных наук с учетом их специфики и современного состояния.

В своем Послании Глава государства подчеркнул необходимость не только борьбы с пос­ледствиями коррупции, но и обратил особое внимание на непременность выявления причин коррупции. Ведь в конечном итоге это упирается и в семейное воспитание. Поистине, если ребенок растет в семье, в которой царят искренность, честность, порядочность, доброта, он становится гражданином, не терпящим несправедливость, жестокость, злонамеренность или коррупционные махинации.

Если значимая часть творений великих сынов нашего народа – аль-Фараби и Абая – посвящена проблемам национальной педагогики, то главная задача современного общества – воспитать целостного человека. А если не уделять внимания общественному воспитанию, начиная с семьи, то каким бы образованным, большим ученым, государственным деятелем ни был гражданин, для народа он так и не станет уважаемым человеком, достойной личностью. Новое качество нации и новая парадигма развития нашего народа, обозначенные в Послании, формируются нацио­нальным духом из семейных истоков, воспитанием, заложенным в сознании граждан суверенного государства.

АВТОР:
Кенжехан Матыжанов, директор Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова, член-корреспондент НАН РК, доктор филологических наук
Источник: https://kazpravda.kz/news/poslanie-prezidenta/formirovanie-natsii-nachinaetsya-v-seme?fbclid=IwAR1CxX_Vi_50SfDZO-y0-jyTrrzqEZmLHdF0TqQMPTz16yMI3iDl5DZH9ZE