Одной из характерных черт кочевой цивилизации является высокая степень ее адаптированности к условиям окружающей среды, бережное обращение с природой, выработка достаточно оптимальных методов регуляции взаимоотношений человека и природы, одушевление и сакрализация природных объектов и явлений.

В основе одухотворения всего живого и неживого, повсеместно бытующего поэтически-возвышенного культа окружающего мира (видимого и невидимого) лежит культура Тенгрианства.

Современное название экологичного потребления — «устойчивое» — по сути, отсылает к традиционному взгляду на мир, ведь там ценится именно поддержание равновесия, а не перемены и нарушение привычного хода вещей.

Огромный фактически материал культуры свидетельствует о бережном отношении к природе, одухотворении ее, поклонении ей вне утилитарности, прагматизма, узко рациональной заинтересованности. В традиционной экологической культуре есть положение о том, что все, что есть на земле, в природе, является ее светом, а к свету долженствует и относиться как к свету (например, Шортанбай говорит: төрт аяқты жануар – бұл дүниенің жарығы – «все живое в природе — это ее свет»).

Все жизненное самочувствие кочевников глубоко связано с осознанием гармонической взаимосвязи мира человека и природы, это ощущение целостной взаимосвязи охватывало всю жизнь человека, начиная с момента его рождения, пронизывало все уровни обыденного бытия, включая сферы эмоционально-интеллектуальной и духовно-практической жизни. Эти отношения с миром глубоко покойны и незыблемы, и потому смыслосодержательность жизни каждого человека неисчерпаема, так же, как и самоценность самой жизни бесконечна. Глубинным смыслом этой взаимосвязи проникнута вся жизнь, она закреплена в обычаях, обрядах, запечатлена в орнаментальных узорах, в поэтических летописях-шежире.

Экологическая этика предлагает ценностную переориентацию сознания в духе уважения и любви к природе, отказа от преобладающей ныне потребительской установки общества.

Исследование кочевничества в ракурсе экологической культуры позволит в новом свете раскрыть его содержание, показать актуальность и практическую значимость его культурно-исторического наследия в условиях глобального экологического кризиса.

 

Хранитель фондов музея археологии
 Асылбекова А.А.

Источник:  Кочевники. Эстетика : (познание мира традиционным казахским искусством) / Нац. акад. наук Респ. Казахстан, Ин-т философии ; [отв. ред.: М. М. Ауэзов, М. М. Каратаев]. — Алматы : Гылым, 1993. — 262, [2] с.