Важнейшей составляющей фонда в любом музее являются археологические коллекции. Они иллюстрируют древнейший этап развития того или иного региона, показывают его отличительные черты, с одной стороны, и место в общей картине исторического прошлого страны – с другой.

Учет музейных фондов  – направление фондовой работы, которое закрепляет определенный юридический статус (принадлежность к всемирному, национальному достоянию, к определенной форме собственности, к конкретному учреждению) за отобранными предметами, обеспечивает юридическую охрану музейного собрания и прав музея на полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций научные данные о них. Учёт определяет принадлежность каждого предмета к той или иной части музейных фондов: фонду музейных предметов или к фонду научно-вспомогатель­ных материалов [1].

Акты приема предметов на хранение фиксируют передаваемые в музей ценности. Акты приобретают юридическую силу после подписания их сотрудником музея, принимающим предметы и человеком, который передал в музей эти предметы. Акт составляется в двух экземплярах, оба экземпляра подписываются дарителем (частным лицом или представителем организации передающей предмет) и руководителем музея. Один экземпляр остается в музее, другой передается дарителю. В первой графе проставляются порядковые номера передаваемых памятников истории и культуры. Если одновременно передается большое количество материалов, то в каждом следующем бланке акта продолжается валовая нумерация. В следующей графе указываются наименования памятников истории и культуры и их краткое описание. В графе «Учетные обозначения» проставляется чернилами постоянный номер. В графе «Сохранность» отмечается степень сохранности памятника истории и культуры: «Сохранился полностью», «Бумага пожелтела, текст местами выцвел», «Нижний правый угол второго листа оторван» и т.п. В графе «Количество экземпляров (листов)» указывается количество переданных данным дарителем идентичных предметов, а для документальных памятников в скобках указывается и количество листов. Графа «Примечания» служит для внесения в акт дополнительных сведений о памятнике истории и культуры [2].

Фондово-закупочная комиссия является постоянно действующим совещательным органом музея. В её составе находятся: главный хранитель, заместитель директора по научной работе, руководители структурных подразделений музея, директор музея. Функции фондово-закупочной комиссии: формирование фондов музея, осуществление экспертизы выявленных предметов, отнесение предметов к соответствующему фонду, коллекции, рассмотрение выдачи музейных предметов во временное пользование (на выставки), проведение проверок наличия всего музейного собрания, согласование нормативных документов внутримузейного учёта, хранения и использования и т.д.

Акты приема предметов на постоянное хранение и  книги научной инвентаризации. Учетные обозначения на музейных предметах. Маркировка музейных предметов. Нанесение на музейные предметы учётных обозначений. Маркировка музейных предметов представляет собой нанесение на предмет его полного учетного номера, состоящего из следующих обозначений: аббревиатура музея; шифр фонда и учетный номер по книгам поступлений; шифр фондовой коллекции и учетный номер по инвентарной книге; шифр и учетный номер по специальной инвентарной книге [3].

Инвентаризация – основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов основного фонда.

Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступившие в постоянное пользование музея [4].

Важность сохранения археологических предметов в музее подчеркивается различными нормативными документами: подчеркивается необходимость музеефикации археологических коллекций. В подавляющем большинстве случаев археологические предметы поступают в музей в результате целенаправленных археологических исследований, осуществляемых специалистами-археологами.

Исследователем проводится изучение предметов, фактически, осуществляется работа, в чем-то аналогичная собственно музейной, а в ряде аспектов превосходящая ее [2].

Однако поступающие в фонды археологические коллекции часто оказываются материалом, который в основной своей массе не используется в музейной деятельности, за исключением случаев включения единичных предметов в постоянную экспозицию и размещения на временных выставках, возможного изучения части музейной коллекции археологом и составления каталогов, в которые попадают лишь уникальные экспонаты. Зачастую археологические предметы остаются невостребованными, особенно это характерно для коллекций, в которых основная часть – это массовые фрагменты керамики и каменный инвентарь, следовательно, говорить об их привлекательности для посетителей, за исключением редких экспонатов, не приходится. Если этап первичной обработки археологических коллекций, строго регламентирован и не очень сильно отличается от обработки коллекций из других фондовых собраний, то вторичный этап, сопровождающийся детальным научным описанием, в силу своей специфики предметов, требует корректировки.

С одной стороны, система сохранения музейных предметов является детальной и хорошо разработанной. Но, с другой стороны, – ее действий не всегда достаточно в отношении археологических коллекций. Главной проблемой здесь является направленность хранения на музейный предмет. А в отношении археологии главным является археологическая коллекция как новая информационная система, идентичная археологическому объекту, что обусловлено содержанием понятия «археологический объект» [3].

Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии с классификацией основного фонда по отдельным группам, в зависимости от состава собрания. В музеях с большим собранием музейные предметы могут систематизироваться по отделам, а уже внутри отделов согласно принятой классификации по группам музейных.

Такое разделение облегчает их изучение  и регистрацию в инвентарных книгах, создание надлежащих условий хранения.

По установлении количества таких групп весь наличный материал музея рапределяется между соответвующими разделами. Последним присваивается установленный шифр.

Каждый из разделов имеет свою инвентарную книгу снабженную шифром. Например, книга для записи может иметь шифр «Ж», археологических коллекции «А» и т.д.

В музеях с большим количеством специальных коллекции допускается особая форма инвентарных книг для этих коллекции (например, гравюр, археологических, этнографических, нумизматических собраний и др.).

Форма этих книг, разработанная ранее музеем, сохраняется, если она отвечает требованиям, предъявляемым к инвентарным книгам, и утверждается директором музея

Инвентарные книги как юридический документ музея должны быть до их заполнения пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью вышестоящего учреждения, а также подписаны представителем этого учреждения.

Записи в инвентарной книге предшествует составление инвентарной карточки, графы которой должны соответсвовать графам инвентаря. Карточка составляется научными сотрудниками музея – специалистами по данной отрасли науки и искусства. Текст описания должен предварительно, до занесения его в инвентарную книгу, визироваться зав.отделом, а также заместителем директора по научной части или главным хранителем, а при отсутствии последних – директором музея.

Сотрудник музея получивший предмет для инвентарного описания. В возможно короткий срок изучает предмет, описывает его, после чего предмет вносится в инвентарную книгу за очередным порядковым номером, затем проставляется в соответствующей графе книги постоянных поступлений и инвентарем.

Основные сведения по каждому предмету музея заносятся под отдельным номером в инвентарную книгу, является одновременно его инвентарным номером и проставляется на самом предмете.

При записи в инвентарные книги музея изделий из драгоценных металлов необходимо, кроме сведений, обязательных для всех других музейных предметов, включать данные об общем весе предмета (в граммах), а также название и вес каждого драгоценного металла, который входит в качестве составной части в этот предмет. При наличии на предмете драгоценных камней указывается их количество, название, размер и вес в каратах [4].

В залючение хотелось бы  сказать, что при описании археологических материалов, важным условием необходимо наличие полевой документации, которая повышает документирующее значение предметов.

Второй этап госучета – научная инвентаризация − включает детальное и углубленное изучение музейного предмета и оформление полученной информации. Он предусмотрен лишь для музейных предметов, направленных ФЗК в основной фонд. Главным юридическим документом здесь выступают инвентарная книга, коллекционные описи и инвентарные карточки. Процесс научной обработки предполагает выявление и оценку всего комплекса информации о музейном предмете, которую он несет как источник знания о конкретном явлении, событии или факте, о жизни и деятельности исторического или современного лица. Выявление такой информации предполагает изучение и среды бытования предмета; определение его музейного значения и описание результатов изучения в соответствующих учетных документах.

В итоге, инвентаризация рассматривается и как научно-исследовательская работа, в результате которой может появиться не только учетная документация и научно-справочный материал, но и разработка научной темы, подготовка статьи, монографии, диссертации, научного печатного каталога.

Музейная работа с археологическими коллекциями должна быть включена в более широкую систему изучения, учета и охраны археологического наследия. Возможность для детального изучения и максимального использования информации, заключенной в археологических коллекциях открывается через рационализацию учетно-хранительской работы.

Литература:

  1. Лашкевич Л.В. К вопросу о научной обработке музейных предметов в процессе их учета // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. М., 1981. Вып. 91. С. 3-5.
  2. Бирюкова Н. Формирование и изучение коллекций // Советский музей. – 1987. – №2.
  3. Бердникова Н.Е. Археологические объекты, коллекции и проблемы хранения // Известия Иркутского  государственного университета. Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2014. Т. 10. С. 15-16.
  4. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях РК. – А, 2015. – 36-40с.

 

Галлемова А.М

Научный сотрудник Музея археологии РГП «Ғылым ордасы» КН МОН РК